Интервью с Раду Поклитару: "Пошел учиться балету, чтобы избежать армии"

Известный балетмейстер, обладатель Шевченковской премии — 2016 рассказал "Сегодня", почему решил взяться за "Жизель" (9 октября, Октябрьский дворец), что чувствовал, когда получал награду от президента, о псе Оскаре и вредных привычках

Имя: Раду Поклитару
Ро­дил­ся: 22 марта 1972 в Кишиневе
Карьера: хореограф, создатель театра "Киев модерн-балет"

Родился в семье солистов балета Молдавского академического театра оперы и балета Людмилы Недремской и Виталия Поклитару. Учился в Московском академическом хореографическом училище (1983—1984), Одесской балетной школе (1984), Кишиневском музыкальном училище им. Штефана Няги (1985). В 1986 году Раду поступил в Пермское государственное хореографическое училище, которое окончил в 1991 году по специальности "артист балета". В 2006 году создал "Киев модерн-балет". На данный момент в качестве балетмейстера создал 39 постановок. Неоднократно был членом жюри различных танцевальных талант-шоу ("Танцы со звездами", "Танцюють всі!"). В 2014-м стал хореографом церемонии открытия Олимпийских игр в Сочи. В 2016-м был удостоен Шевченковской премии.

Реклама

— Раду, в этом году "Киев модерн-балет" празднует свое 10-летие. Помните, с чего все начиналось? 

— Идея пришла в голову не мне. Первый антрепризный спектакль, который назывался La forza del destino, был создан по заказу Фонда искусства Владимира Филиппова, и в нем участвовало восемь артистов балета. После премьеры (а это был 2005 год) мы сидели у Филиппова дома, и он предложил мне создать свой театр. То есть это была идея мецената, и я согласился, еще не зная, на что подписываюсь (улыбается). И вот с 2006 года мы функционируем как театр. Но мы отсчитываем свою годовщину не с подписи документов или контрактов с артистами, как в бизнесе, а со дня премьеры спектакля "Кармен.TV", которая состоялась 25 октября 2006 года.

— Почему именно Киев, а не Минск, Кишинев, Москва?

Реклама

— Все просто: нашим меценатом был киевлянин, поэтому, собственно, и театр в Киеве.

— По случаю юбилея своего коллектива вы решили подвести итог, взявшись за грандиозную постановку "Жизель". Почему эта история?

— Когда мы произносим слово "балет", то на первом месте, конечно, стоит "Лебединое озеро", а за ним прочно обосновалась "Жизель". И находится она там с 1841 года. Из всех балетов, которые идут на мировых балетных сценах, этот — самый старый. Когда я задумался о том, что пора создать новую постановку и ремейк классического балетного произведения, то практически сразу решил, что это будет "Жизель". Во-первых, я сам танцевал в этом балете на сцене Белорусского государственного театра оперы и балета. Во-вторых, там совершенно замечательная музыка Адольфо Адана. Кстати, Чайковский высоко ценил музыку Адана и считал, что это лучшая балетная музыка в мире. А услышать такое от Чайковского — дорогого стоит! Самым мучительным было пройти первую репетицию. Мне всегда сложно начинать, поначалу чувствую себя бездарным.

Реклама

— Сколько сегодня артистов в труппе?

— На данный момент у нас работают 22 артиста. Еще у нас есть люди, которые следят за функционированием театра: офис-менеджер, пиар-менеджер, художники по свету, звукорежиссер, костюмер — все те, кто делает и отвечает за всю красоту, которую зрители потом видят на сцене.

— Знаю, что вы не только главный постановщик всех спектаклей театра, но и ответственны за организацию гастролей. Почему не возложите эти обязанности на кого-то другого, чтобы больше времени уделять творчеству?

— Я не могу себе позволить огромный штат. Кроме того, мы — часть муниципального театра, соответственно, зарплата у наших сотрудников такова, что мне даже стыдно ее называть. Вторая причина — если хочешь, чтобы все было сделано хорошо, сделай это сам.

— То есть артистов вашего коллектива состоятельными назвать нельзя?

— Можно, если вы способны назвать состоятельным человека, который получает четыре тысячи гривен в месяц. Но я так не считаю. К тому же почти все наши ребята иногородние, им нужно снимать жилье.

— Помните свой первый в жизни гонорар, который вы получили за танцы?

— Мне было лет 13, я поехал с родителями первый раз на гастроли. По-моему, это был Киев. Или Минск? Выступал с балетом, выполнял самые простые партии — к примеру, выходил с палкой. И за это платили пять рублей.

— Как вы считаете, человек без специального хореографического образования может стать успешным артистом?

— Наверное, но не в нашем театре. Сейчас существует множество разновидностей современного танца; наверняка человек, являющийся талантливым актером, но не имеющий натренированного тела, может стать интересным для того или иного автора. Но у нас знание азов балета все-таки необходимо.

new_image2_103

Вместе с Оскаром. Его Раду берет на гастроли и интервью.

— Читала много ваших интервью, где вы говорили, что к классическому преподаванию в институтах относитесь скептически. Почему?

— Про классическое образование я говорил не так. Я говорил, что институты не создают актера для современного балета, а создают их для академического театра оперы и балета. Мои слова стоит воспринимать только в таком контексте.

— Вы суровый преподаватель? Повышаете голос на подопечных?

— Стараюсь поддерживать дисциплину. Не думаю, что зверство ради зверства имеет какой-то смысл. Тем более человек — это существо, которое все равно привыкает ко всему. Если бы я постоянно орал, люди бы привыкли и к этому, и это перестало бы действовать. В основном я стараюсь, чтобы на репетициях царила уютная атмосфера.

— Где сейчас выпускники вашего балета?

— Они не могут закончить наш балет и не могут быть выпускниками, потому что это не учебное заведение. По поводу бывших участников могу сказать кратко: у всех совершенно разнообразные судьбы.

— А как вы относитесь к романам в коллективе — запрещаете?

— Вообще не вижу проблемы в романах. Это вещь, которая чаще помогает, чем мешает. Никаких табу у нас нет. У нас и пары есть, и семьи — все как полагается в любом коллективе.

— В балете семьи часто формируются прямо на паркете. Вас эта участь как-то коснулась?

— Конечно. Моя первая жена — русская балерина. Мы с ней работали вместе, у нас была семья. Это очень часто происходит в балете.

— Я нигде не нашла данных про ваших детей...

— А их у меня нет, и я этого не скрываю, но о личной жизни предпочитаю не говорить.

— Вы следите за физической формой артистов? Поставили весы в репетиционном зале?

— Их вес — на их совести, но если он выходит за рамки, могу обратить на это внимание, причем при всех, вслух. Но нашим артистам не обязательно быть худышками и анорексичками, как в классическом балете. По этому поводу очень хорошо говорил знаменитый пианист Святослав Рихтер: "Не люблю классический балет за то, что в нем нет ни одного толстого, ни одного лысого — все не так, как в жизни".

— После присуждения Шевченковской премии (в марте Порошенко вручил Раду эту награду в номинации "Музыкальное искусство") ваша жизнь как-то изменилась?

— Нет, а должна была? Жизнь после премий не меняется. Ты все так же ходишь на репетиции, покупаешь продукты, выгуливаешь собаку. Это, конечно, замечательно, и я очень благодарен, что мои заслуги в таком виде искусства, как современный танец, были замечены. Ведь мы живем не одним только классическим танцем.

— Переживали перед встречей с президентом?

— Нет. В тот день я закончил в пять часов утра видеосъемку, и сил переживать уже не было. Я мог просто прийти и получить премию — это все, на что меня хватило.

— В этом году премия составила 192 тыс. грн. На что собираетесь ее потратить?

— На самом деле я уже ее потратил, потому что театр — очень затратная вещь. Он пожирает все.

new_image3_78

Шевченковская премия. Получил из рук президента в марте 2016-го.

— Расскажите о самом процессе создания балета. Сперва вы находите музыкальный материал, потом подбираете артистов и продумываете план?

— По-разному бывает. Иногда приходит идея спектакля, а потом слушаешь музыку; иногда находишь сначала музыку, к которой потом придумываешь спектакль. Бывает, идеи приходят после просмотра фильма.

— Вы танцуете каждую партию?

— Конечно. Откуда же артисты будут знать, что им делать? Когда я ставлю что-то в других театрах, работаю с ассистентом.

— А приходилось кого-то подменять за час до начала?

— Это было один раз на "Щелкунчике". Я выходил в партии Дроссельмея. После первого акта ушел за кулисы и спросил, кто вообще это все поставил (смеется).

— Вы стали хореографом потому, что карьера танцора не сложилась? Или по другой причине?

— Я пошел учиться не по какой-то возвышенной причине, мол, душа так возжелала или я представлял себя танцующим в темноте под звуки пластинок. Ничего подобного! Меня из года в год, и весной, и осенью, в Белорусском театре оперы и балета пытались сдать в армию. Моя тогдашняя жена тогда сказала так: "Раду, ты мне надоел. Иди учиться танцевать, ведь когда ты закончишь учебу, тебе будет 28 лет, и в армию тебя уже не призовут". Вот поэтому я и пошел учиться. А там вдруг оказалось, что я неплохо умею это делать. Дальше была такая ситуация, когда ты понимаешь, что то, что ты делаешь, нравится кому-то еще помимо тебя.

— Если бы был выбор другой профессии, кем бы вы стали?

— Никогда не отвечаю на вопросы, включающие в себя частичку "если бы". Меня отдали в балет в четыре с половиной года, а этой осенью я отмечу 40-летие со дня прихода в профессию. Думаю, все было предрешено.

— Вам часто предлагают поставить балет на современную тематику. Почему отказываетесь?

— Для меня искусство, которое строится на злобу дня, немножко деструктивно. Мне кажется, балет должен основываться на каких-то мощных категориях любви, метафорах.

— В Большом театре в Москве вы поставили "Гамлета", в Мариинском театре в Санкт-Петербурге — "Симфонию в трех движениях". Какая судьба у этих постановок?

— Прекрасная. Недавно прошел очередной блок "Гамлетов". В отличие от наших академических театров, там пять дней идет одно и то же выступление. Потом через полгода — еще пять дней. Вот сейчас жду новый период.

— Во время Евромайдана вы находились в Сочи, где ставили танцы для церемонии открытия Олимпийских игр. Не боялись гонений в свою сторону?

— Я считаю, что искусство должно быть выше политики, и его задача — наводить мосты, а не взрывать их. Знаете, я совершенно дистанцирован от негатива, который выливается на людей со всех сторон. За все годы, которые занимаюсь своей работой, заработал к этому всему мощнейший иммунитет. Поэтому просто не реагирую.

— Сколько дней тогда ушло на подготовку номеров?

— В общей сложности три месяца, и это очень мало для такой масштабной постановки. При этом на последнем этапе мы уже не знали, чем заниматься: все уже было готово, и мы репетировали различные части.

— Все ли получилось из того, что планировалось?

— Все было очень вольготно. Мне была поставлена точная задача, а дальше было чистое творчество. Для меня это очень хороший опыт — руководить 440 артистами на стадионе.

— Может, банальный вопрос, но все же: как думаете, почему украинские артисты балета едут в Россию?

— Мы должны понимать, что Мариинский театр носит категорию А, то есть входит в пятерку лучших театров мира. Поэтому туда едут люди с амбициями, техническими возможностями и данными, и никому не важно, какой они национальности. Люди ищут свою творческую реализацию там, где они считают правильным это делать. Не вижу в этом ничего плохого.

new_image5_62

Телешоу "Танцюють всі!". В девятом сезоне снова будет судить.

— Думаю, не ошибусь, если скажу, что именно после вашего участия в шоу "Танцюють всі!" вас стали узнавать на улицах. Уже привыкли к этому?

— Честно говоря, я вообще не помню, когда меня стали узнавать — для меня это вообще не имеет значения.

— У вас есть собака по кличке Оскар породы вест-хайленд-уайт-терьер. Это правда, что он вас сопровождает даже на репетициях?

— Да, Оскар всегда рядом. Мы ходим вместе на прямые эфиры, он сидит со мной в балетном зале. Первоначально я хотел назвать его Йогуртом, но меня переубедили (улыбается). Появился он у меня два с половиной года назад, и я ни капли не жалею об этом, даже когда появляются проблемы куда-то его пристроить во время гастролей.

— Как вы отдыхаете?

— Конечно, совершено не думать о работе в отпуске не получается. В любом путешествии немножко работаю — отвечаю на звонки, письма и так далее. Для меня не важно, какой именно отдых, активный или пассивный: стараюсь объединять оба варианта. Например, когда я был в Таиланде, то нашел там самое уединенное место, где вообще нет туристов, брал мотороллер и мотался по всему острову: к водопадам, слонам. Ведь долго на пляже выдерживать не могу. Прошлым летом вообще сел в машину и проехал 10 400 километров: Венгрия, Австрия, Швейцария, Германия, Италия, Франция, Монако, Испания, снова Франция, Голландия, Германия, Польша и родной Киев. Я этакий планировщик, поэтому сразу распланировал маршрут, забронировал гостиницы. Несмотря на творческую профессию, я могу быть очень скрупулезен (улыбается).

— А можете назвать себя таким и в работе?

— Не знаю, я просто стараюсь быть профессионалом, как бы пафосно это ни звучало. Профессия хореографа — это в первую очередь ремесло.

— У вас есть вредные привычки, с которыми вы боретесь?

— К сожалению, я курю и сильно мечтаю бросить это дело. Начал курить очень поздно, в 35 лет, когда все уже бросают. Полтора года не курил, а потом снова начал. Постоянно планирую бросить снова.

— В новом фильме по роману Дины Рубиной "Синдром Петрушки" вы поставили танец главным героям, которых играли замечательные актеры Евгений Миронов и Чулпан Хаматова. Расскажите, как проходили репетиции с ними?

— Когда я с ними работал, то не показывал ничего готового. Мы все разрабатывали вместе. Они невероятные Артисты с большой буквы. Поэтому при работе с ними не было совершенно никаких проблем. Они даже сложные поддержки исполняли с первого раза. Весь номер был поставлен всего за два дня. Потом уже была отработка, репетиции — моя ассистентка специально для этого ездила в Москву.

— В фильме "Черный лебедь", в котором главную роль сыграла Натали Портман, зрители увидели непрекрытую жизнь артистов балета. Скажите, она сильно отличается от настоящей?

— В фильме она категорически не похожа на настоящую. Легенды об ужасе балетных труп — это чисто кинематографический элемент, взять хотя бы стереотип о стеклах, подкинутых в пуанты. Я считаю, что отношения в балетных коллективах ничем не отличаются от театральных или журналистских.

Читайте также:

Реклама
Самые важные и интересные новости всегда под рукой
“Сегодня” в Telegram Подпишись на RSS-канал

Рекомендации

Все новости
Последние новости
Показать еще
Реклама
В тренде
Прямая трансляция
Дневник независимости 🇺🇦
Короновирус за неделю

43 352

заболело за неделю в Украине

+45%

Вакцинация
По состоянию на 24 сентября 2021 г.
Люди, которые получили минимум одну дозу
5 418 078
Люди, которые прошли полную вакцинацию
6 720 911
Детальнее
Погода
Прогноз на сегодня
Узнать
Битва супертяжей
25 сентября
До боя Усик - Джошуа
Новости бокса
ЗАПРАВКИ
Топливо Сегодня
95+
95
ДТ
ГАЗ
29,45
28,95
28,00
17,17
29,50
29,00
28,00
17,17
30,86
29,60
26,77
17,70
30,98
30,69
28,98
17,88
32,59
30,29
27,29
17,75
33,99
31,17
29,59
18,47
33,99
31,17
29,59
17,73
33,99
31,17
29,59
18,48
34,97
31,17
32,97
18,48
-
30,76
28,30
17,56
статистика
Курс гривни СЕГОДНЯ

Валюта

Цена (грн)

Доллар США ($)

26.53

Евро (€)

31.08

Российский рубль (₽)

0.36

COVID-19 в Украине
8 267 случаев за сутки
Подробнее
Комаровский в теме
Можно ли заразиться COVID-19 после прививки
Спроси у доктора

Калькулятор зарплаты

Калькулятор зарплаты
Украинская Премьер-лига
#
Команда
И
Г
О
1
8
23:2
22
2
8
19:4
19
3
9
16:7
18
4
8
12:12
16
5
8
13:8
16
7
8
16:9
14
8
8
8:8
11
9
8
6:10
8
10
8
5:13
8
11
8
8:14
7
13
7
5:9
6
16
8
4:13
3
Показать больше
Суббота, 25 сентября
Гороскоп
Твой гороскоп на сегодня
Читать гороскоп
Николь Кидман для американского Harper’s Bazaar
На заметку
Где согреться осенью
Быть в курсе
ТОП-5 фавориток редакции
"Мисс Украина-2021"
@saraednswel
@saraednswel
@liza__miroshka
@liza__miroshka
@____rudi_____
@____rudi_____
@martareznichenko
@martareznichenko
@kris_trump
@kris_trump
1/2
Осень в большом городе
Главные концерты октября
Хочу петь и танцевать
Благоприятные и опасные дни в октябре
Лунный календарь
Как Луна влияет на нашу жизнь

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять