Фотожурналист Лукацкий первым снял внос флага Украины в парламент и выход Хусейна из убежища

7 Июля 2008, 17:21

Ефрем Лукацкий раньше был водолазом, а первую камеру купил за премию.

Фото Е. Лукацкого
Фото Е. Лукацкого
Фото Е. Лукацкого
Фото Е. Лукацкого
Фото Е. Лукацкого
Фото Е. Лукацкого
Фото Е. Лукацкого
Фото Е. Лукацкого
Лукацкий. Момент истины
Фото Е. Лукацкого
Фото Е. Лукацкого

Он живет в Киеве, но считать его украинцем или европейцем, наверное, не совсем правильно. Ефрем Лукацкий — один из немногих, кого можно назвать "человек планеты". Его офис — киевский корпункт агентства Ассошиэйтед Пресс (AP) — недалеко от Бессарабки, но место работы — весь земной шар. В кабинете хранится все, что может понадобиться для дальней дороги, чтобы в любой момент сорваться и оказаться в Приднестровье, Чечне, Афганистане, Ираке... Там, где большие политики делают большую политику. Как правило, ценой крови, страданий и смерти. Конечно, Ефрем рискует и сам стать пушечным мясом. Из средств защиты — только пуленепробиваемый жилет и каска. Никакого оружия журналисту не положено. Против сфабрикованной лжи о событиях в горячих точках планеты он идет с фотокамерой наперерез. Такая вот работа — быть глазами всего мира и, нажимая на кнопку камеры, создавать документы его истории.

"У меня была классная работа", — рассказывает Ефрем о своей службе в Институте электросварки в 80-х годах. Будучи сотрудником секретной лаборатории, он выполнял водолазные работы: разрезал и ремонтировал подводной сваркой суда, поднимал затонувшие корабли и подлодки. Однажды сделал уникальную работу на Волге. Нужно было на большой глубине отремонтировать водовод. Для этого пришлось прорезать в нем дыру и проползти до места повреждения по трубе диаметром метр, присыпанной сверху большим слоем цемента и гравия, несколько десятков метров.

За этот "подвиг" Лукацкий получил увесистую премию. А на что потратить? Взял да и купил фотоаппарат — самую дорогую на то время модель "Киева". Пошел в фотостудию поучиться, заодно показал там свои первые снимки. Их тут же отобрали для выставки, посвященной ХIХ партконференции. И надо же было такому случиться, чтобы в день выставки он встретил на Крещатике своего сослуживца с его знакомой-американкой. Ефрему захотелось похвастаться и он повел на выставку. Американка сказала: "Очень хорошо! У тебя есть еще работы?" и предложила показать их в Лондоне, куда собиралась. Когда она в приемной английской газеты "Индепенданс" разложила снимки, сбежалась вся редакция, а через несколько дней одна из страниц была полностью отдана под фото Ефрема.

В Киеве к такой славе отнеслись своеобразно: первый отдел КГБ за "связь с заграницей" дал указание уволить из Института и предложил сотрудничество. Но Ефрем был непреклонен: "Сотрудничать не буду. Хочу быть репортером". Отстали, когда он для журнала "Огонек" сделал чуть ли не единственную по тем временам серию фото о первых бандитских группировках и их задержании органами. Потом, 31 августа 1991 года, Лукацкий оказался единственным, кто отснял на пленку (другие запечатлели только на видео) внесение желто-голубого знамени в здание парламента. Оно вышло в "Таймсе" и стало раритетным.

Вообще Ефрем считает себя баловнем журналистской судьбы. И действительно, материал ему будто сам в руки идет. На самом же деле, чтобы взять его и остаться невредимым, Лукацкому, начиная с приднестровских событий 1992 года, когда безумные и жуткие гражданские конфликты посыпались один за другим, приходилось проявить и недюжинную смекалку, и смелость. "Есть люди, которых страх парализует, есть — которых собирает в кулак. Я отношусь ко второй категории", — говорит о себе Ефрем. Но в мирной жизни, как въевшаяся в подкорку память о бессмысленной человеческой смерти, его заставляет ежиться даже залп салюта. И все-таки главным условием его успеха всегда была инициатива, опасно балансирующая на грани просчета и риска. К примеру, отправили его в 1994 году, уже в качестве фотожурналиста АР, снимать беженцев из Чечни в Ингушетию, а он никому не понятным образом оказался в закрытом Грозном, говорил с Дудаевым в его Дворце, отснял несколько фотопленок и выехал как ни в чем не бывало. И все бы ничего, если бы эти передвижения были налегке. Но в 90-х фотокоры снимали еще на пленку, таскали с собой реактивы, бачки и прочие приспособления для ее проявки. Кроме того, в арсенале Лукацкого была передающая станция размером со стол и весом 80 кг. Вот и сходи с такой за репортажем. Но куда тяжелее, чем объемный груз, переносить на войне человеческую жестокость.

Война за войной оставляли в памяти и на пленке (с 1999 года — в цифре) страшные "картинки": прячущиеся месяцами в подвале грозненского подъезда женщины, старики и дети, которые умерших хоронили тут же, не выходя на улицу; оторванные головы шахидов; вспыхнувшая костром "Волга", из которой только что вышел сам; свадьба в Ингушетии, тут же перешедшая в похороны; брошенная вслед журналисту фраза: "Как думаешь, за такого миллион дадут?", и пули, свистящие над головой, пока прячешься в могиле, и переезд в машине, сидя на ногах трупа; ослепительно-белые голуби у голубой мечети; огонь на поражение по мирным, так и не сумевшим понять "за что", людям; схваченный андижанский прокурор, которого не станет уже через три часа; умирающий на диване безлюдного города хозяйский кот; умирающие от голода на глазах у родителей хазарские дети в Афганистане; вылезающий из своей норы затравленный Саддам Хусейн...

"Самая большая проблема на войне, — говорит Ефрем, — когда начинаешь увиденное сопоставлять со своими моральными ценностями. И это здорово бьет по мозгам. Слово, которое слышишь чаще других, — помогите. А как? Но огромный драйв, если зазвенело, сработало. Вот прошлись по мировым СМИ мои фото беженцев, умирающих от голода, — подняли скандал, что гуманитарка доходит не до всех. Где-то создали общественное мнение, которое хоть как-то приостановило обстрелы".

К счастью, Ефрем Лукацкий снимает не только войну. Каждый день преподносит событие в политике, спорте, искусстве. И каждый день он берет в руки камеру, чтобы остановить эти мгновения.

ЛЮДИ, ДЕЛАЮЩИЕ НОВОСТИ. Событие превращается в информацию с момента его огласки. Чтобы это время сократить до минимума, 160 лет назад было создано Ассошиэйтед Пресс. На сегодняшний день — одно из крупнейших международных информационно-новостных агентств мира. Имеет порядка 800 корреспондентских пунктов. "Отснял событие, — рассказывает Лукацкий о принципе работы АР, — сбросил материал на компьютер и отправил в лондонскую редакцию. Там группа редакторов проверяет фото на качество, тексты к ним — на грамотность. Новость ретранслируется через спутник и в тот же день попадает в СМИ".

Посмотреть другие снимки Ефрема Лукацкого можно на его сайте.

Вы сейчас просматриваете новость "Фотожурналист Лукацкий первым снял внос флага Украины в парламент и выход Хусейна из убежища". Другие Последние новости Украины смотрите в блоке "Последние новости"

Автор:

Сухорукова Елена

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

Загрузка...