Игра выходит из тени

Актуально

1 Декабря 2017, 10:00

Игорный бизнес в Украине процветает: конкуренция игровых заведений на улицах даже самых маленьких городков, операторы азартных игр креативно и массово рекламируются во всех видах СМИ, любой может в течение нескольких минут начать игру в интернете и быстро получить выигранные деньги

Игра выходит из тени

Все это стало возможно благодаря тому, что украинское государство создало уникальные условия для рынка азартных игр, не только освободив игорный бизнес и выигрыши игроков от всех налогов, но и убрав все виды контроля: никто не проверяет, соблюдаются ли права и интересы игроков, насколько четкими и правомерными являются правила азартных игр, вовлекаются ли в азартные игры несовершеннолетние и люди с игровой зависимостью, действительно ли "случайные" результаты генерирует игровое оборудование, есть ли кассовые аппараты и проводятся ли по ним ставки и выигрыши, соблюдается ли законодательство о борьбе с отмыванием денег, применяется ли агрессивная и манипулятивная реклама.

После этих слов многие с негодованием воскликнули: остановитесь, что за чушь?! В Украине игорный бизнес и азартные игры запрещены с 2009 года, кроме государственных лотерей, которые легально действуют на основании закона 2012 года!

Ответом на это замечание будет не теряющее актуальности высказывание Козьмы Пруткова: если на клетке слона прочтешь надпись "буйвол", не верь глазам своим. Нужно быть совершенно оторванным от реалий жизни, чтобы не заметить, что де-факто игровой бизнес в Украине существует и развивается как в онлайн, так и в ритейл сегменте. Любой гражданин может свободно поиграть в практически любые виды азартных игр в любое время дня и ночи как в интернете, так и просто зайдя в игровой клуб, а не только в так называемых "государственных лотереях". Проводимых, кстати, вполне коммерческими компаниями с неясными бенефициарами, связанными с государством только выданными лицензиями, срок действия которых уже давно закончился.

Эта модель регулирования рынка через "суровый запрет", избирательно применяемый на практике, нравится далеко не всем. Запостить в социальных сетях свое возмущение деятельностью игрового заведения, а тем более активные действия по борьбе с ним, – прием, с помощью которого социальные активисты и депутаты местных советов легко и неизменно получают массовую поддержку сограждан. Ведь, согласитесь, любой случай крупного проигрыша знакомого парня – распространенный удобный повод посетовать в кругу друзей на бедность и социальную незащищенность, в которой живут люди и в которой может оказаться практически каждый, а также пожаловаться на социальную несправедливость, создаваемую хроническим несоблюдением закона и всепроникающей коррупцией.

Высокая цена этой модели проявляется не только в генерировании социальной напряженности, но и в неуважении к закону и власти.

КОМУ ВЫСТАВЛЯТЬ СЧЕТА?

Самую большую цену платят игроки, хотя запрет и вводился под предлогом защиты их интересов. Судя по популярности веб-сайтов, нацеленных именно на украинских игроков, таких миллионы.

Оказаться один на один со своими проблемами – удел каждого неудачливого игрока в Украине. Ведь реши он обратиться за помощью к государству, первый вопрос, которым оно по закону обязано заняться, – отнюдь не помощью и не расследованием роли игорного заведения в проигрыше, а в привлечении игрока к административной ответственности за участие в азартной игре.

Из-за теневого характера игорный бизнес в Украине интересен исключительно компаниям, корни которых прячутся в далеких заморских офшорах. Туда же, соответственно, выводится прибыль. В Украине игорный бизнес ведется без соблюдения принципов социальной ответственности, которые важны для бизнеса только при наличии долгосрочных планов развития. Поэтому в Украине нет операторов азартных игр мирового уровня, которые умеют предоставлять игрокам высокое качество обслуживания, при этом соблюдая законы и принципы ответственной игры. Соответственно, нет официальных рабочих мест и зарплат, нет культуры ведения бизнеса, в украинскую экономику не поступают инвестиции соответствующих объемов и качества.

Если бизнес не платит налоги государству, но продолжает существовать, значит он платит "налоги" кому-то другому, но не государству. По подсчетам, которые можно встретить сегодня, игорный бизнес способен ежегодно давать миллиарды гривен налоговых поступлений. Таким образом, сегодня сфера азартных игр – источник системной коррупции в несколько миллиардов гривен ежегодно.

ЧТО И КОМУ ДЕЛАТЬ?

Нахождение разумного и успешного решения для указанной проблемы зависит от трех участников: государства, бизнеса и общества. Урегулировать рынок азартных игр нужно таким образом, чтобы был найден компромисс, который позволит удовлетворить интересы всех. Что для этого нужно?

Прежде всего, украинскому обществу необходимо осознать, что масштабный черный рынок, который в коррумпированном государстве гарантировано возникает из запрета, куда более социально опасен, чем регулируемый рынок. Довольно простое решение – запрет азартных игр – было испробовано многими европейскими странами, прежде всего странами католической Европы, и доказал свою недейственность, становясь источником черного рынка, коррупции и ущемления интересов игроков. Поэтому на сегодня Украина остается единственной страной на европейском континенте, включая европейские страны СНГ, где введен тотальный запрет на азартные игры. Именно благодаря законодательному регулированию общество получит то, что ему нужно: недопуск к игре несовершеннолетних и зависимых от игры граждан, защиту от недобросовестной и агрессивной рекламы и от нечестных практик ведения азартных игр, снижение коррупционного давления на правоохранительные органы, которые должны сфокусировать свою энергию на защите более приоритетных интересов общества, финансирование социальных проектов за счет собранных налогов.

__610343_01.12.2017__

Что нужно государству? Во-первых, чтобы проявился системный экономический эффект вследствие запуска нового рынка – привлечение крупных инвестиций, создание тысяч новых официальных рабочих мест и уменьшение неофициального сектора экономики, импульс в развитии сопутствующих рынков (например, со стороны сферы казино – туризм и отели, со стороны букмекерства – спорт и коневодство). Во-вторых, чтобы государство получало налоги и могло контролировать финансовые потоки. При нынешнем уровне развития ІТ-технологий, как показывает практика многих стран, это проблема решается, что позволяет правительству контролировать все ставки и выплаты в режиме реального времени.

Что нужно бизнесу? Прозрачные, понятные и стабильные правила, которые позволят планировать развитие бизнеса на годы вперед. Даже украинский бизнес, который оперирует через офшорные компании, устал от работы "в черную" и готов работать по прозрачным и разумным правилам. Что касается крупных инвесторов, особенно с публично размещенными акциями, то они ни при каких обстоятельствах не войдут даже на "серый" рынок, регулируемый хотя и по закону, но в ручном режиме и "правильными" людьми. Для них рыночная капитализация, которая напрямую зависит от репутации бренда, намного важнее, чем возможность сгенерировать десяток-другой миллионов долларов на каком-то локальном рынке.

ГДЕ МЫ НАХОДИМСЯ?

Как бы ни были важны общество и бизнес, однако ключевая роль и последнее слово в принятии закона об азартных играх – за государством.

Прежде всего, осознает ли власть важность проблемы? Да, такое понимание во властных коридорах в целом присутствует, что подтверждают декларации Министерства финансов о намерениях легализовать игорный бизнес, звучащие с 2014 года, а в парламенте зарегистрирован правительственный законопроект и планируется к рассмотрению. Отдельные депутаты, представляющие различные фракции, также внесли законопроекты со своими видениями решения проблемы.

Правительство понимает, что каким-то образом проблему придется решать, причем в ближайшем будущем, поскольку в меморандуме с МВФ прямо записано обязательство не позже 2018 года легализовать азартные игры для получения дополнительных бюджетных поступлений. Таким образом, легализация стала одним из условий продолжения сотрудничества с МВФ и, соответственно, получения финансовой поддержки. К слову, есть еще одно обязательство, данное западным партнерам: для выполнения Соглашения об ассоциации с Европейским Союзом в части гармонизации украинского законодательства с европейским в сфере финансовых услуг необходима эффективная борьба с отмыванием денег, которая в ЕС строится с учетом того, что азартные игры являются легальными и регулируются по определенным стандартам.

Анализ правительственного законопроекта № 4663 "О детенизации рынка азартных игр и обеспечения доходами бюджета с целью исполнения социальных обязательств" показывает следующее.

Во-первых, есть правильное базовое понимание, что каждый из основных секторов – казино, лотереи, букмекерство – является самостоятельным рынком со своей спецификой организации бизнеса, что требует отдельного регулирования. Также правильно, что разные лицензии не должны кумулироваться: каждая игорная компания должна вести деятельность строго в одном сегменте, не создавая искусственные продукты, например, "лотереи", которые на самом деле являются букмекерской ставкой или игровой на автомате. Также верно, что право на онлайн-игру вправе получить только букмекерские компании, которые имеют разветвленную сеть наземных игровых заведений.

Во-вторых, есть понимание необходимости разумного ограничения количества операторов на каждом из рынков. Режим свободной конкуренции – это ошибочное решение, которое, как показывает опыт, приводит к демпингу со стороны операторов в борьбе за клиентов, общедоступности азартных игр и, в итоге, к неизбежному социальному возмущению. Как представляется, в условиях Украины самый разумный способ ограничить количество операторов, – найти тот достаточно высокий, но одновременно подъемный для системного бизнеса, уровень лицензионных платежей. Инструментарий с использованием человеческого фактора, используемый в других странах, – например, обоснованность бизнес-плана, опыт присутствия на рынке и т.п. – практически гарантированно будет использован как предлог для коррупционного устранения конкурентов с рынка.

В-третьих, в целом обозначен ключевой инструментарий регулирования сферы азартных игр: защиты интересов игроков и особых категорий граждан (несовершеннолетних, лиц с игровой зависимостью), контроля за финансовыми потоками посредством государственной электронной системы мониторинга оборота ставок и выплат, оснований и процедур получения лицензий.

Поэтому в целом законопроект, поступивший от правительства, – приемлемая основа для принятия парламентом адекватного закона о легализации игорного бизнеса.

ГЛАВНЫЙ ВРАГ – ИЛЛЮЗИИ

В то же время следует указать на несколько положений законопроекта, которые требуют доработки.

Во-первых, система налогообложения. Последнее слово в истории с легализацией азартных игр – за игорным бизнесом, от инвестиций которого зависит, будет ли создан успешно функционирующий рынок, создающий системные экономические эффекты. Существующий законопроект показывает, что правительство не понимает этого довольно очевидного утверждения, поскольку предлагает налоговую нагрузку, которую игорный бизнес не потянет. Парламенту очень важно услышать мнение бизнеса по этому вопросу и принять решение, исходя из того, что приемлемый уровень налогообложения стимулирует развитие рынка, способного в будущем давать больший размер налоговых поступлений. Неподъемные налоги не будут собраны и не ведут к росту налоговой базы в будущем.

Фантазии на тему налогообложения, к сожалению, популярные в Украине, приводят только к стагнации экономики и коррупции. Одна из таких фантазий – идея облагать выигрыши игроков. Она выглядит логичной, если не знать, что в ее практической реализации неудачу терпят развитые страны с высоким уровнем верховенства права. Поэтому базу налогообложения следует искать в самом игорном бизнесе – игорной прибыли. Вторая фантазия – облагать все секторы азартных игр по одной модели, через запятую. Однако лотерея, казино и букмекерство – это совершенно разные рынки, с разными продуктами, клиентами, затратами и уровнями рентабельности. Третья фантазия – желание государства получить налоги с прибыли игорного бизнеса сразу же после вступления закона о легализации в силу. Законопроект исходит из правильной идеи, что контроль за финансовыми потоками в операторов азартных игр будет осуществляться государством через электронную систему мониторинга оборота ставок и выплат, предполагающая интеграцию серверов операторов с сервером налоговых органов. Так теперь делается во всем мире. Однако запуск такой системы – довольно сложный инфраструктурный проект: государству необходимо будет разработать и принять десятки подзаконных актов, провести тендеры на создание программного обеспечения и закупку оборудования, запустить и наладить систему мониторинга, подключить операторов. Бизнесу также нужно будет пройти свою часть пути – и по оборудованию, и по программному обеспечению. Поэтому логично дать пару лет на запуск системы, а в это время получать налоги через лицензионные платежи. Иначе запланированные налоги с прибыли просто не будут собраны, что приведет к обвинениям (кстати, справедливым) сторонников легализации в обмане общества.

Второй вопрос, требующий серьезной доработки в законопроекте правительства, – система контроля за игорным бизнесом со стороны государства. Сейчас есть реальный риск, что новый закон будет допускать слишком большую неопределенность в вопросах контроля за соблюдением операторами требований закона и, таким образом, генерировать слишком большие коррупционные риски для бизнеса. В таком случае государству, скорее всего, не стоит ожидать скорого прихода крупных инвесторов и, как следствие, системного экономического эффекта от легализации. Парламенту следует обеспечить максимальную четкость требований и процедур, особенно по трем ключевым вопросам: государственной электронной системы мониторинга оборота ставок и выплат, процедур проведения проверок за деятельностью операторов, оснований и процедур лишения лицензии вследствие нарушения требований закона. В целом, исходя из высокого уровня коррупции в государстве, система контроля должна допускать минимум человеческого фактора.

В этой связи также укажем, что в части онлайн-игры законопроект ориентируется на ситуацию, которая была в начале 2000-х, когда игра в интернете только начинала развиваться. Сейчас же азартная игра массово переходит во всемирную сеть, и именно там будут генерироваться основные финансовые потоки. Текст законопроекта не дает четкого понимания, какой инструментарий и процедуры государство собирается использовать для контроля за соблюдением требований закона со стороны операторов. Можно не сомневаться, что неопределенность в этих вопросах очень скоро станет источником коррупционных рисков для игорного бизнеса и, как следствие, его тенизации.

И последнее – по порядку, но не по значимости.

Бизнесу следует понять и поддержать законодательные нормы, которые обеспечат стратегическую стабильность рынка в обществе, предрасположенном к популизму и политическим авантюрам. Закон о легализации должен содержать предохранители от повторения опыта моментального уничтожения рынка, как это произошло в 2009 году. Такими будут нормы закона в отношении правил ведения игры, ограничений на участие в игре отдельных категорий лиц, рекламы азартных игр, обнаружения и своевременного оказания помощи игрокам, проявляющим признаки игровой зависимости. Да, это дополнительные затраты и сужение базы игроков, но они являются разумной платой за сохранность инвестиций и бизнеса. В идеале политики и бизнес должны проявить стратегическую мудрость, постепенно подводя общество к четкому пониманию, что азартные игры – это не источник заработка и решения финансовых проблем человека, не средство самоутверждения и достижения успеха, а средство развлечения и увлекательного времяпрепровождения в пределах, сознательно установленных игроком. Именно такой подход был избран в странах Европы в последние десятилетия, в целом позволив перевести сферу азартных игр из страниц криминальной хроники на страницы финансовых новостей.

Также призываем парламент проявить принципиальность, максимально ограничив сферу применения слот-машин, неофициально именуемых "однорукими бандитами". Единственное место, где они допустимы, – это залы казино, поскольку в основном там будут игроки с минимальным риском получить серьезный финансовый ущерб от игры.

Все эти недочеты можно решить при условии готовности руководства правительства и парламента вести прозрачный и инклюзивный диалог с представителями игорного бизнеса и общественности. Такие коммуникационные мероприятия регулярно проводятся под эгидой Украинской Ассоциации Игровой Индустрии и собирают значительное и весьма репрезентативное экспертное сообщество. Ближайшее – Ukrainian Gaming Summit 2017, к примеру, состоится уже 8 декабря в отеле "Хаятт Ридженси", где более 70 участников из 12 стран, в том числе представители КМУ, Верховной Рады Украины и международных финансовых организаций будут обсуждать преимущества и недостатки поданных в парламент законопроектов и ближайшее будущее, хочется верить, легализированной по лучшим мировым стандартам игровой индустрии в нашей стране.

ИРИНА СЕРГИЕНКО,

Президент Украинской Ассоциации Игровой Индустрии (УАИИ)

Вы сейчас просматриваете новость "Игра выходит из тени". Другие Последние новости Украины смотрите в блоке "Последние новости"

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

Загрузка...
Загрузка...