Реформа Рады не пройдет по взмаху волшебной палочки – интервью с Пэтом Коксом

Бывший президент Европарламента не уверен, что на данном этапе Верховной Раде стоит лишать депутатов неприкосновенности

Уже более двух лет миссия во главе с бывшим президентом Европарламента Пэтом Коксом пытается реформировать работу Верховной Рады. Все начиналось осенью 2015-го, когда Владимир Гройсман еще был спикером. За год непосильной работы украинским и европейским экспертам и депутатам удалось наработать концепцию реформы украинского парламента. Среди предложений – увеличить количество пленарных недель с двух до трех в месяц, а количество пленарных дней на неделе – сократить с четырех до двух, днями для голосования сделать лишь вторник и четверг, а вместо часа вопросов к правительству по пятницам проводить трехчасовые дебаты по понедельникам. Среду, как предлагает миссия Пэта Кокса, нужно отвести для работы в комитетах, а в конце дня проводить совещания с председателями комитетов, которые давали бы результаты своих наработок.

Эту концепцию Верховная Рада проголосовала еще 17 марта 2016 года. Но до внесения поправок в регламент руки так и не дошли, лишь зал для проведения Согласительных советов немного подремонтировали и новые ковры в кулуарах постелили, в рамках реформы, так сказать. Пока, по словам депутатов, голосов под реформу парламента под куполом не особо много, зато есть время на регистрацию законопроектов. Некоторые, к примеру, предлагают депутатам перед открытием каждого пленарного заседания читать "Отче наш".

Реклама

С этим, по словам Пэта Кокса, в украинском парламенте серьезная проблема. У нас каждый депутат имеет право зарегистрировать законопроект, работая, таким образом, на количество, а не на качество. В итоге получаем тысячи зарегистрированных законопроектов, а принятых, и чтобы они еще и качественные были, не так то и много. В первой части интервью сайту "Сегодня" бывший председатель Европарламента Пэт Кокс рассказал, как улучшить работу Верховной Рады, почему работа в парламенте не Голливуд, как бороться с политическим популизмом и стоит ли отменять депутатскую неприкосновенность. 

- С осени 2015-го вы работаете над реформой Верховной Рады, пытаясь протолкнуть изменения в регламент через сессионный зал. По вашим ощущениям, за это есть 226 "за"?

- Наша работа не прекращается. Сейчас мы в активном диалоге со всеми депутатами, со всеми фракциями и группами, убеждаем их, что изменения в регламент необходимы. Наша работа была частью договоренности между украинским и европейским парламентами. Мы изучали законодательные документы (регламент – Авт.), которые достались в наследство из прошлого, и пытались понять, что можно изменить, как повысить эффективность и работоспособность украинского парламента. И сейчас мы говорим не о пенсионной, образовательной реформе или реформе децентрализации. Это политические вопросы, которые должны продвигать политики. Мы работали с институциональными проблемами: какими должны быть парламентские комитеты, правила принятия законопроектов…

Реклама

Некоторые вещи в Верховной Раде уникальны. У вас каждый депутат имеет право регистрировать законопроект. Из-за этого получается "цунами" зарегистрированных законопроектов. Но пользы от такого "цунами" никакой. И таких примеров неэффективной работы достаточно много. Из-за этого вы теряете нужное для принятия важных реформ время. Над решением этих проблем мы и работали в рамках рабочей группы по реформе парламента, мы выслушали более сотни разных людей в парламенте, комитетах, лидеров фракций, представителей СМИ, и предоставили набор рекомендаций по изменению организации работы Рады. Я понимаю, что это легко сказать и сложно сделать. Поэтому сейчас мы в процессе имплементации, которая, понятно, не пройдет по взмаху волшебной палочки. Это потребует внесения изменений в парламентские правила и процедуры и парламентского большинства, чтобы это проголосовать. 

- А что украинцы получат от реформы Верховной Рады?

- Вы задали очень хороший вопрос. По правде говоря, и касается это не только украинцев, но и европейцев и людей во всем мире, – они не знают и не интересуются, как работает парламент, им все равно. Приведу банальный пример: люди не заинтересованы в том, как вы производите сосиски, им важно, окажутся ли они по итогу вкусными. Люди переживают, как та или иная реформа, пенсия и т.д. коснутся их в первую очередь. Люди оценивают работу парламента по результату, как она влияет на уровень и качество их жизни. Я не имею иллюзий по поводу того, что люди понимают ежедневную рутинную работу парламента. Но каждый человек задает вопрос, какой будет моя пенсия, смогут ли мои дети получить хорошее образование, сколько будет стоить медицинское обслуживание. Именно эти вещи беспокоят украинцев, и по этим делам, я думаю, люди должны оценивать парламент и правительство. 

Реклама

- Если вы пообщаетесь с украинцами, большинство из них скажут, что нам не нужна такая большая Рада. По их мнению, в составе украинского парламента слишком много депутатов. С другой стороны, у нас большая страна и 450 депутатов абсолютно адекватное представительство интересов народа в парламенте.

- Это не было предметом нашей работы, поэтому мы даже не занимались изучением этого вопроса. Могу сказать, что в разных странах время от времени возникают такие дебаты. Откровенно говоря, это происходит, когда люди разочаровываются в политиках. Но есть принципы демократии, согласно которым каждый регион, в вашем случае каждая область и район, должны иметь своих представителей в парламенте. В Верховной Раде 450 народных депутатов. Конечно, после аннексии Крыма Россией и российской военной интервенции на Донбасс сейчас в парламенте представлено меньше депутатов. Но все равно, более 400 нардепов представляют интересы 43-миллионного населения Украины. Я из Ирландии, у нас 158 депутатов представляют интересы 4,75 миллионов населения. То есть, у вас в 10 раз больше населения, чем в Ирландии, поэтому если вы сократите численность Верховной Рады до ирландского парламента, это не принесет результата. Конечно, вы можете дискутировать, какой должна быть численность Верховной Рады. В рамках нашей рабочей группы такие дискуссии не проводились. 

- Также время от времени в Украине звучат предложения сделать из Верховной Рады двухпалатный парламент. Но, как показывает практика, такая модель больше подходит для федераций и конфедераций.

- В разных странах разные парламентские традиции, нет какой-то одной общей модели. В моей родной Ирландии парламент как ваша Верховная Рада, но у нас еще есть Сенат. Они избираются по разным системам. Пару лет назад ирландское правительство инициировало референдум по упразднению Сената. Но люди проголосовали "против". Возвращаясь к вашему первому вопросу: да, люди часто не вникают в нюансы работы парламента, но, как видите, на референдуме они предпочли сохранить Сенат. В Италии был референдум по упразднению итальянского Сената, но люди также сказали "нет". В Дании, к примеру, в парламенте только одна палата, как и в Украине. Поэтому не имеет значения, это федерация или конфедерация. Если у вас будет двухпалатный парламент, будьте готовы к тому, что процесс принятия законов станет еще сложнее, так как каждый закон должен быть одобрен двумя палатами. К тому же, для этого вам нужно будет менять Конституцию. И если одна палата голосует "за", а вторая – "против", вы должны начинать процесс принятия закона заново. И, честно говоря, с вашим законом о регламенте, который нуждается в модернизации, думаю, стоит сначала исправить то, что есть, прежде чем изобретать что-то новое. 

- Не могу не спросить об украинской традиции депутатской неприкосновенности. От выборов к выборам наши политики обещают ее отменить и так уже 20 лет подряд.

- Традиция депутатского иммунитета уходит корнями давно в прошлое, во времена, когда правили короли. Тогда идея депутатского иммунитета была в том, чтобы защитить человека, который находился в парламенте, от царя, чтобы царь не смог его арестовать. Главная цель неприкосновенности в том, чтобы парламент мог свободно выполнять свою работу и не позволить другим "силам" в государстве влиять на него. В большинстве парламентов, включая ирландский и европейский, где я работал, есть так называемая система депутатского иммунитета, как и в Верховной Раде Украины. И если в парламент поступает запрос от прокуратуры, основанный на доказательствах, в вашем случае это регламентный комитет может его рассмотреть и лишить такого депутата неприкосновенности.

У вас, как я ее называю, классическая система депутатской неприкосновенности. Некоторые говорят, и я их понимаю, что депутатов нужно лишить неприкосновенности, так как они считают, что большинство депутатов коррупционеры. Но есть и другая сторона медали. У вас постсоветская правовая система, которая работает по советским законам и методам. Иногда представители власти, действуя неправильно, злоупотребляя системой правосудия, могут преследовать политических оппонентов, чтобы убрать их из поля игры. Отсутствие депутатского иммунитета может привести к злоупотреблениям в системе правосудия. 

- В Литве, к примеру, с депутата снимает неприкосновенность не парламент своим голосованием, а специальный комитет.

- В Европарламенте есть так называемый Комитет "привилегий и иммунитетов". И если кто-то хочет снять иммунитет с депутата, к примеру, прокурор конкретной страны-члена ЕС, запрос отправляется в Европарламент. Президент Европарламента отправляет его в Комитет, который его рассматривает и готовит рекомендации, которые в свою очередь должны быть проголосованы большинством в Европарламенте. Система в Европарламенте, кстати, чем-то похожа на вашу. Однако, у вас есть проблема с соблюдением правил и процедур. Я бы это назвал уже традицией. Но, чтобы изменить эти правила и процедуры в законе вам нужно 226 "за".

Получается, вы ходите по замкнутому кругу: чтобы снять с депутата неприкосновенность, вам нужно 226 голосов, и чтобы изменить правила лишения этой неприкосновенности, вам снова нужно 226 голосов (в данном случае уже 300, поскольку поправки в Конституцию по частичной отмене неприкосновенности ожидают голосования во втором чтении – Авт.). К тому же, чтобы изменить правила голосования в Верховной Раде, к примеру, чтобы решения принимались большинством от присутствующих в сессионном зале депутатов (а это может быть и меньше записанных в Конституции 226 голосов), вам нужно менять Конституцию. А это, как мы поняли, достаточно сложно. Под это нужно 300 голосов, а в вашем парламенте не всегда и 226 голосов собрать можно. 

- Еще один дискуссионный вопрос – прямые трансляции Согласительных советов. Как только включаются камеры, депутаты ударяются в популизм и говорят то, что нравится избирателям, даже если это неправда. Может, если выключить камеры, начнется конструктивная работа?

- Присутствуя на одном из таких Согласительных советов, когда Владимир Гройсман был спикером, я удивился огромному количеству телекамер в конце зала. Конечно, когда я увидел телекамеры, перестал удивляться очень горячим спичам некоторых политиков. Потому что то, что они снимут, покажут вечером по телевизору. Да, часто повестка дня таких заседаний может быть скучной и рутинной. Но это важная часть работы. Заседания Согласительного совета и работа в Верховной Раде не Голливуд. Шоу можно устраивать в другом месте. Но, процедура проведения ваших Согласительных советов уже изменилась и теперь проходит в два этапа. Во-первых, очень много работы по формированию повестки дня на очередную сессионную неделю проделывается до проведения традиционных Согласительных советов по понедельникам. Благодаря этому уже в понедельник на Согласительном совете и во вторник, когда сессия началась, в повестку дня практически не вносятся изменения. 

*Вторую часть интервью с Пэтом Коксом о целях Путина, российской резолюции по миротворцам и политике России после президентских выборов читайте в ближайшие дни на сайте "Сегодня" 

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости
Последние новости
Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Говорит президент Украины
Больше заявлений Зеленского
ВСУ: главное
Подробнее
Война в Украине из космоса
Больше новостей
🙏 Keep Calm
Помощь во время войны
Больше новостей
Хроника обстрелов
Больше об этом
В поиске трудоустройства
Найти работу!
🏠 Квартирный вопрос
Новости недвижимости
🚘 Актуалка для владельцев авто
Что еще нового?
"Разом нас багато"
Нас не подолати
⚽ Фан-сектор
Болей за футбол!
Be in Techno Trends
Следить за новостями
⭐ Срачи прилетели
Больше скандалов
🔮 Предсказания & Гороскопы
Что еще говорят звезды?
Герої не вмирають!

Позывной "Депутат". Сергей Компаниец - старшина роты 93-й отдельной механизированной бригады "Холодный Яр". Воевал на передовой с 2014 года. Ребята называли 47-летнего старшину "батей", потому что он помогал и учил каждого. Погиб в бою под Изюмом, прикрывая побратимов. Его 16-летний сын пошел учиться в военный колледж…

История героя
статистика
Курс криптовалюты сегодня

Валюта

Цена, usd

Bitcoin (BTC)

64469.15

Bitcoin Cash (BCH)

374.54

Binance Coin (BNB)

527.23

Ethereum (ETH)

3346.79

Litecoin (LTC)

80.55

ЗАПРАВКИ
Топливо сегодня
95+
95
ДТ
ГАЗ
51,59
50,44
51,84
27,57
53,40
51,40
52,40
27,39
54,50
52,50
52,00
27,71
55,09
53,49
55,09
28,69
55,25
53,71
53,85
27,85
58,99
56,99
56,99
28,97
58,99
56,99
56,99
28,98
59,49
55,81
55,88
28,38
59,99
57,99
57,99
28,98
-
49,51
49,31
26,89
Наша экономика
5 главных цифр
1
Потребительская инфляция Потребительская инфляция
18%
2
Учетная ставка Учетная ставка
25%
3
Официальный курс евро Официальный курс евро
29,7 грн
4
Официальный курс доллара Официальный курс доллара
29,25 грн
5
Международные резервы Международные резервы
$22,8 млрд
Знать больше💡
Валюта
Курс гривни сегодня

Валюта

Цена (грн)

Доллар США ($)

38.97

Евро (€)

42.45

"Ми з України"
Наш плейлист

PROBASS ∆ HARDI

"Доброго вечора"

PROBASS ∆ HARDI

Макс Барских

"Буде весна"

Макс Барских

Александр Пономарев

"Україна переможе"

Александр Пономарев

Антитела

"Топити за своє"

Антитела

ТНМК и Kozak System

"Мамо"

ТНМК и Kozak System
Петь вместе!

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять