Львовянин возрождает историю, которую можно потрогать руками

15 Мая 2008, 17:43

Коваль из Львова Василь Качмар — автор копии казацкой чайки ХVІ века, которая готовится к своему 17 походу, а сейчас он делает оружие в старинной казацкой технике.

Жаркое дело. Кроме обычной, Василь применяет микроковку
Жаркое дело. Кроме обычной, Василь применяет микроковку

Добрая примета: народ не только хочет знать историю, но всячески стремится ощутить ее. Вы заметили, насколько популярными стали в последнее время клубы реконструкции одежды и побоищ, начиная со времен рыцарей и викингов? Реконструкции, связанные с украинским казачеством, которые затеял еще 25 лет назад Василь Качмар, теперь не кажутся чем-то из ряда вон выходящими. А в 1986-м были признаком революционности, поскольку, по словам Василя, могли быть истолкованы как проявление национализма. Группа ребят тогда организовала товарищество "Киш": рядились в старинные одежды, ходили по городу с вертепом, летом отправлялись на байдарках по Днепру, в праздники палили из реконструированных ружей и пушек. Они делают это и сейчас. Горожане уже не представляют ни Рождества, ни Пасхи без Львовского куркового братства, браво выхаживающего по улицам в полной казацкой амуниции.

Автор одежды и оружия — Василь Качмар. Много лет он изучает старинное оружие, методы и технологию его изготовления. Собственноручно "осыпает" ножны и рукояти драгоценными камнями. Но войдет он в историю не только с этим, а как человек, впервые реконструировавший лодку, на которой ходили наши предки-казаки — чайку.

РОДИНА В РАНЦЕ. Когда именно зацепились корни Качмарей за львовскую землю, Василь не знает. Даже допускает, что в его жилах течет кровь цыган. Но события последних столетий на украинской земле, с их лишениями и страстями, глубоко въелись в биографию его земледельческого рода. Вместе с тем научили сопротивляться, заразили духом казацкой вольницы и доблести. Василь не сомневается, что теперь они будут передаваться из поколения в поколение уже на генном уровне. Хотя, казалось бы, откуда на Западной Украине вообще взяться казачеству? "Эти края дали Украине Хмельницкого, Сагайдачного, Наливайко, Вишневецкого. Значит, дух свободы существовал и на Западе, и на Востоке. Он-то и был сутью украинцев, — делает вывод Василь. — Меня мало вдохновляет, что у американцев были ковбои, а у русских – гусары. Мне дорого наше, украинское".


Показакуем? Львовское курковое товарищество готово к празднику

Качмар не согласен с принципами современного казачества, считает, что оно отошло от исторической правды — и в одежде, и в устрое, и по самому духу. Этакое увлечение погонами, лампасами и орденами. По его мнению, это связано с тем, что в казаки подались люди военные, привыкшие к единоначалию. Украинские же казаки были людьми вольными, своенравными, инициативными. А в войско собирались спонтанно — в часы опасности. "Казак — тот, кто свою родину всегда носил в ранце", — говорит Василь и вспоминает легенду: когда турецкий султан потребовал, чтобы казаки поклялись защищать землю, на которой стоят, те, не моргнув глазом, поклялись. Не знал султан, что хитрюги перед клятвой насыпали в свои сапоги украинской земли.

ПОРТОВЫЙ ГОРОД ЛЬВОВ. Какая вольница без встречного ветра, далеких путешествий? В конце 80-х к Василя посетила авантюрная идея воссоздать настоящую казацкую чайку и поставить ее на воду. Под рукой — ни чертежей, ни технических описаний. Из Стамбула, где, возможно, они сохранились, достать такие было нереально. Из архивов Эрмитажа удалось заполучить описания и рисунки историка Дмитрия Яворницкого. С юношеским максимализмом Василь и ребята-единомышленники, ничего не понимающие в кораблестроении, взялись за дело. Команду подкрепили энтузиастами, которые пришли по объявлению: "Давайте возродим историю, которую можно потрогать руками!"

Чайка исторически – корабль внезапного военного нападения. Строили обычно такой, чтобы могла преодолеть днепровские пороги, не перевернуться на большой воде Черного моря, не разбиться при шторме, прошмыгнуть мимо турецких кордонов, чтобы можно было перенести на руках через пересохшую речку. Василю как автору пришлось полагаться на творческую интуицию, которая никогда его как реконструктора и реставратора древностей не подводила.

"Для нас, неспециалистов, конечно, важны были знания, но намного важнее проникнуться тем духом, который сопровождал при строительстве лодки наших предков, – рассказывает Василь. — Мы даже частично стремились одеваться так, как они, и есть то, что, возможно, ели они". В 1991 году был освящен карпатский дуб, который положил начало работе, а в 9 мая 1992 года готовую чайку "Пресвята Покрова", на диво сухопутному Львову, выставили перед оперным театром. Озеро Навария в пригороде Львова стала ее первым крещением. Там же выяснилось, что слишком коротки весла, и их срочно бросились переделывать. Теперь можно было опустить "Покрову" на воду Днепра — для этого она и строилась.

Никто тогда даже мысли не допускал, что когда-нибудь их чайка пройдет Черным и Средиземным морями, Атлантическим океаном, справится со множеством штормов, три из которых в 8 баллов (в это время современные суда обычно стоят в порту без права выхода), посетят Испанию, Турцию, Италию, Грецию, Монако, Францию, Англию, Голландию, а общий "пробег" составит 20 тысяч морских миль. В год 350-летия казацкого флота и пятилетие "Пресвятой Покровы" пять членов ее экипажа были награждены медалями "Морская слава Украины" третьей степени. Командир, который их вручал, спросил у Качмара: "Мы выходим в Атлантику, потому что это наш долг. А вы для чего?" Василь не знал тогда, что ответить. "Наверное, тоже долг, — говорит сегодня, — перед предками".

С тех пор, как львовяне стали моряками, третий тост они поднимают за тех, кто в море. За эти годы через школу казацких походов прошли сотни людей. Они, как и наши предки-мореходы, терпели неудобства (50 человек в лодке длиной 21 м и шириной 3,5 м могут только сидеть, кают нет), боролись со страхом перед стихией, утверждались в своем мужском начале.

Самые авантюрные захотели сделать еще одну чайку – чтобы перейти Атлантику. Василь, когда познакомился с проектом, от участия отказался. Убежден, что идея новой чайки, которой дали имя "Спас", выхолощена: это скорее современный парусник, чем реконструкция.

ГДЕ СЕМЬЯ – ТАМ И МАСТЕРСКАЯ. "Коваль". От этого слова веет силой и жаром. Если эскиз подсвечника, колокольчика, рукоятки клинка или меча, ручки топорика или кочерги, приклада ружья уже определены — приглушенно-звонкий удар металла о металл может раздаваться в мастерской Василя целый день. Если тихо — значит, рождается новая идея. В ковальских делах мастеру помогает подмастерье — его 24-летний сын Павло. Он вообще с отцом везде заодно. Вместе делают атрибуты казачества — вместе и казакуют. Папа его называет соратником.

В первый поход на чайке Павло пошел в 7-летнем возрасте. Правда, мама без присмотра дитя не оставила — Наталка шла следом на яхте-сопровождении. Несмотря на то, что по профессии она преподаватель, рядом с мужем и сыном льет бусы из стекла. Как говорится, с кем поведешься… "Наталья наделена дизайнерским даром — чувством меры и гармонии, — отзывается о своей любимой коваль. — Каждая ее бусинка — целый мир".

Вместе с четой живет и работает мама Василя — известный скульптор-керамист Мария Савка-Качмар. Сын благодарен ей за то, что привила ему вкус к творчеству. Неудивительно, что в такой атмосфере самый младший член семьи, 12-летняя Катеринка, мечтает стать художником. "Наша семья — сама по себе мастерская. Где бы ни оказались, там можем начинать работу", — говорит Качмар о дорогих ему людях.

Вы сейчас просматриваете новость "Львовянин возрождает историю, которую можно потрогать руками". Другие Последние новости Украины смотрите в блоке "Последние новости"

Автор:

Сухорукова Елена

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

Загрузка...

Комментарии

осталось символов: 1000 Правила комментирования