Петриковские "соцсети": как роспись хат стала искусством

5 Декабря 2017, 07:24

Какая магия спрятана в узорах петриковки

Автор работы: Заслуженный мастер народного творчества Н.М. Рыбак
Автор работы: Заслуженный мастер народного творчества Н.М. Рыбак

Пять лет назад, 5 декабря 2013 года, репрезентативный список шедевров нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО пополнила петриковская роспись, названная в честь села на Днепропетровщине, где родились и оформились ее традиции. Петриковка окружает нас с детства, в основном благодаря сувенирной продукции советских времен, которую, если покопаться, можно найти в любом доме — круглые и прямоугольные шкатулки, тарелки. На обязательном черном фоне и вскрытые лаком. Но это промышленность, а оригинальная Петриковка живет, дышит и развивается, уходит в сеть, в тату-салоны и арт-терапию.

"Сегодня" узнала, как древние традиции и казацкая вольница создали невероятный вид искусства и что означают витиеватые переплетения рисунков. 

"Когда вспоминают "кошачьи кисточки", люди думают, что у нас в Петриковке ходят лысые коты", — смеется народный художник, глава Центра народного творчества "Петриковка" Андрей Пикуш.

Мелкие ажурные детали в рисунке и вправду делают кисточками из шерсти кошек, но берут лишь маленький снопик. Да что там, все лучшие кисти делают из шерсти (соболь, белка, медвежье ухо). Но лишь коты вызывают смех у людей, которые узнают о традиции впервые.

new_image3_473

Автор работы: Заслуженный мастер народного творчества Л.И. Булавин

Свобода и традиции

Петриковская роспись — это синтез. С одной стороны, она базируется на тысячелетних традициях, упирающихся в первые надднепрянские поселения, которые магическим образом защищались от опасностей окружающего мира.

"Когда человек верит, что он защищен, у него на самом деле есть духовная защита, нам свойственно жить идеалами и идеями, в которые мы верим, это то, что двигает человеком", — говорит Пикуш.

Художник верит: наши предки были убеждены, что лучшим оберегом будет красота, которая несет глубинное, человечное естество.

С другой стороны, петриковская роспись стала продолжением культуры казацкого края. В то время, когда была ликвидирована Запорожская Сечь, Петриковка была большим поселением, которому дали статус государственной слободки, что превратило ее в островок свободы посреди феодального мира, где люди были товаром, который с легкостью можно было продавать целыми селами.

"Может, это была дипломатическая игра, имперский расчет — здесь было много свободных поселений, здесь жили влиятельные люди, казацкие сотники, которые могли поднять колоссальное восстание", — размышляет Андрей Андреевич.

В те годы такие поселения манили людей, которые не хотели мириться с крепостным правом. В Петриковке проводились выборы, существовала собственная судебная система. Людей, которые вели антисоциальный способ жизни, выселяли общим голосованием. Возможно, именно поэтому там сохранилась культура, традиции, морально-этические нормы — и все это вылилось в роспись. Ведь нерасписанная хата считалась чем-то недостойным, перед праздниками женщины белили стены и наносили рисунки, самостоятельно создавая краски из соков растений и яичного желтка (яичная темпера, сохранилась до сих пор).

В начале XIX века появилась бумага, темп жизни ускорился, времени на побелку и рисование не осталось. Поэтому роспись делали на бумаге и клеили ее на те же традиционные места — балки потолка, карнизы. Особенное внимание уделялось печи — там создавали древо жизни, которое называли "зеркалом" — из-за симметрии композиции, представляющей дуализм мира.

new_image2_547

Автор работы: Заслуженный мастер народного творчества Н.И. Турчин

"Азбука искусства"

В 1903 году историк и этнограф Дмитрий Яворницкий отвез роспись в Париж на первую всемирную выставку фолк-арта. Так петриковка попала на обложки журналов.

"Я считал, что открыл азбуку нового искусства, но оно существует в мире", — сказал тогда Анри Матис.

Затем наступило время изолированности. Когда появился СССР, борьба с куркулями затронула и народных мастеров.

"Гениальная мастерица Надежда Белоконь рассказывала мне, что не шла на базар, чтобы не попасть в руки милиции, а становилась на тропинке в камышах и распродавала свои рисунки перед Пасхой или Рождеством", — вспоминает Пикуш.

Если ловили — обвиняли в спекуляции и позорили в газетах.

Позже, в середине 1930-х, Александр Статива послал образцы росписи в Киев, чтобы государство помогло сохранить народный промысел. Так появилась школа декоративного рисования, которая проработала до войны. После ее должны были возродить, но не вышло: Стативу обвинили в буржуазном украинском национализме и репрессировали, а местное руководство побоялось связываться с его детищем.

Известный ныне черный фон в петриковской росписи сувенирной продукции появился уже после войны. Его привезла из артели, которая делала подносы, Вера Клименко-Жукова, одна из первых учениц Александра Стативы. Именно женщины спасли Петриковку: они подали свои работы на первую выставку в Киеве, ими заинтересовались власти. Так роспись появилась в интерьерах свежепостроенных домов и на сувенирной продукции свежесозданной Киевской сувенирной фабрики им. Шевченко.

"Девушки эти — Вера Клименко, Пелагея Глущенко, Вера и Галя Павленко, Марфа Тимченко — своим присутствием в Киеве, творческой работой не давали забыть о росписи. Потому что остальные выпускники работали в колхозах, они в четыре-пять утра уже стояли с тяпками на буряках", — говорит Андрей Пикуш.

Только в конце 50-х подобная фабрика появилась и в самой Петриковке. Это была хата с соломенной крышей и ручными прессами. Провели конкурс среди бывших выпускников школы Стативы, их даже на месяц освободили от колхозных работ. Победил Василий Соколенко, но вместо него перенимать опыт на столичную фабрику отправили более дипломатичного Федора Панко.

Однако Соколенко сыграл свою роль: он преподавал, создавал работы, а в начале 70-х все-таки стал художественным руководителем фабрики.

"Он пришел и заявил: "Развели тут похорон на черном фоне, — вспоминает Пикуш. — Это не традиционное, не наше, не украинское!".

Художники восприняли в штыки, но Соколенко сам взял в руки топор, лобзик — и создал первые ложки, ковшики. Так роспись перешла на живое дерево. Параллельно в Петриковке действовал цех Худфонда, там занимались авторской живописью.

С распадом СССР мастера вошли в созданный Андреем Пикушем Центр народного творчества "Петриковка".

"В 91-м мы ехали в Борисполь расписывать актовый зал, по радио услышали, что Рада проголосовала Акт независимости. Остановили машину, танцуем вокруг нее! — говорит мастер. — Тогда все верили: если даже в Союзе ремесло было рентабельным, то после него будет еще большее развитие".

Время показало, что Петриковка — редкое исключение из правил. Фабрики народного ремесла исчезли, а тут работает и предприятие, и школа. Жаль только, что мастеров осталось немного — чуть больше ста человек, тех, кто помнит и знает, что такое народная роспись.
Впрочем, шансы на то, что роспись снова войдет в моду, есть. И, как и в послевоенные времена, петриковку снова спасают женщины.

"Петриковская роспись яркая, прекрасная и позитивная. Мы хотим, чтобы традиционное украинское искусство перестало быть только музейным экспонатом, а вошло в жизнь современных людей", — говорит основатель творческой инициативы "UAMAZE. Удивительное украинское искусство" Ирина Чиркова.

Уже несколько лет они проводят мастер-классы и создали школу петриковской и самчиковской росписи в Киеве. Их работы можно увидеть в Киевском пансионате ветеранов труда, расписаны и качели в Парке славы.

"Мы верим, что искусство создает особенную атмосферу и наполняет пространство позитивной энергетикой. Важно, чтобы нас окружало украинское искусство с аутентичной символикой, которое будет воспитывать в детях уважение и любовь к родной культуре", — подчеркивает Ирина.

new_image4_396

Автор работы: Н.Р. Калюга

Символизм и магия

Человечество всегда умело создавать "надстройки" над реальным миром. Искусство — это своеобразный символический язык. А особенно — народное искусство. Просто нужно уметь его правильно читать. Член Центра религиеведческих исследований и международных духовных отношений Карина Гарбузенко считает петриковскую роспись воплощением абсолютного творчества.

"Это обрядово-аграрные магические знаки. Раньше, пока петриковка была декоративно-прикладным искусством, существовала градация символов. Но сейчас, когда она стала станковой, мастеровой живописью, символы утратили свое значение, на первый план еще в конце XIX — начале ХХ века вышел мастер, его понимание, его чувства", — объясняет она.

Однако раньше, говорит эксперт, настенная роспись была не просто декоративным элементом.

"Это как страница в социальной сети — сразу понимаешь, с кем имеешь дело, живут тут женатые люди, есть ли девушки на выданье. Плюс, конечно же, охранные смыслы", — подчеркивает Гарбузенко.

new_image5_323

Автор работы: Народный художник Украины А.А. Пикуш

Код петриковки

В основе образов росписи лежит аграрно-космологическая идея единства жизни человека и природы. На это прямо указывает и время создания и обновления рисунков — перед Пасхой, который связан с воскресением, торжеством красоты и природы. Растительные символы были для людей с мифопоэтическим мировоззрением "рубежными" реалиями, "каналами" сакральной энергии, которые объединяли небо, землю и подземный мир.

Цвета делят на светлые и темные. Лимонно-желтый — самый легкий, фиолетовый — самый тяжелый. Композиция строится так: сверху наносят легкие цвета, внизу — тяжелые.
Красный символизирует огонь жизни, силу духа, родной дом. Синий — спокойствие, силу и мудрость. Желтый — жизнь, богатство и урожай. Коричневый — землю-кормилицу, надежность и ответственность. Зеленый — пробуждение, надежду и хорошее настроение. Розовый — спокойствие, надежду и примирение. Белый — символ чистоты, искренности. Оранжевый — власть, роскошь, Солнце и радость. Фиолетовый — единство противоположностей.

Птицы считаются символом гармонии и вестниками Солнца на земле. Павлины обозначают длительный брак. Грифоны — символ Солнца и хранители домашних богатств. Фазаны — свет, расцвет, удача. Жар-птица — символ Бога, Солнца. Голубь — искренняя любовь, преданность, оберег от пожара, иногда символизирует образ бога. Петух — символ пробуждения, возрождения, гармонии и нового начала. Сокол — мужество и отвага. Кукушка — тайна вечного течения времени и вечного кругооборота жизни. Журавль — любовь к родному дому и родине. Соловей — веселье и радость. Сова — мудрость, знания и ученость. Лебедь — красота и верность.

Цветы — это красота природы, а деревья — символ космического единения человека с природой и благополучие семьи. Дуб — солнце, проявление силы и мужества, самое распространенное воплощение идеи мирового древа. Береза — его пара, если дуб мужской символ, то береза — женский. Калина обозначает девичью красоту и чистоту, а ее красные гроздья — символ вечной любви, верности и преданности. Интересно, что настоящей калиной считается та, в которой остался отпечаток пальца мастера. Верба — это символ роста, она первая оживает весной. Древо жизни — это элемент жизнетворения, символ Рода, Бога-Творца, единения человека и природы. Бегунок (фриз, вьюнок) — вечность, бесконечность. Мальва — символ казацкой доблести, непокоренности, патриотической любви к родному краю. Мак показывает борьбу любви и ненависти, жизни и смерти. Белая лилия — жизнь и бессмертие души человека, пожелание долгого и крепкого здоровья. Подсолнух оберегает домашний очаг, семейное тепло. Луковичка — единство рода и домашний очаг. Ромашка символизирует здоровье, доброту, нежность.

Роза — любовь и страсть. Барвинок — символ жизненной силы, достатка, непокоренности перед смертью, "перекресток" всех сторон света. Бессмертник отражает бессмертие человеческой души и крепкое здоровье. Чернобривцы — это мужская сила, отеческая любовь и любовь к родине и роду. Василек знаменует приход весны.

Вы сейчас просматриваете новость "Петриковские "соцсети": как роспись хат стала искусством ". Другие Последние новости Украины смотрите в блоке "Последние новости"

Автор:

Бунецкий Дмитрий

Источник:

"Сегодня"

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

Загрузка...
Загрузка...