Мы обновили правила сбора и хранения персональных данных

Вы можете ознакомиться c изменениямы в политике конфиденциальности. Нажимая накнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с обновленными правилами и даете разрешение на использование файлов cookie.

Принять

Три года аннексии Крыма: что потерял украинский ВПК и как его восстанавливают

4 марта 2017, 08:34

Игорь Ветров

Украина утратила производство парашютов и "Зубров" на воздушной подушке

Корабль-амфибия «Зубр». Производство не смогут наладить ни Украина, ни Россия

Корабль-амфибия «Зубр». Производство не смогут наладить ни Украина, ни Россия

В эти дни три года назад Российская Федерация начала процесс аннексии Крыма, который закончился 16 марта 2014 года проведением так называемого референдума о присоединении украинского полуострова к России. Помимо самой территории, Украина лишилась и значительной части группировки силовиков: из 20 тысяч военнослужащих на материк вернулись лишь 6 тысяч. Кроме того, на оккупированной территории остались около 30 предприятий военно-промышленного комплекса. Потерю наиболее уникальных из них, связанных, например, с производством десантных кораблей-амфибий, не удалось возместить до сих пор.

КАК ЗАХВАТЫВАЛИ КРЫМ. Считается, что процесс незаконной аннексии Крыма начался 20 февраля 2014 года, после бегства из Украины экс-президента Виктора Януковича. После этой даты в Крыму вспыхнули сепаратистские выступления, а в ночь на 27 февраля вооруженные люди захватили здания правительства и Верховного совета Крыма. В тот же день был захвачен аэропорт Бельбек, а 28 февраля началась блокада украинских воинских частей, дислоцирующихся на территории Крыма.

Несмотря на то, что вооруженные люди не имели опознавательных знаков, очень скоро стало понятно, что речь идет о российских военнослужащих (позже их начали называть "зелеными человечками"), а военная интервенция в Украину санкционирована непосредственно президентом РФ Владимиром Путиным. С помощью "зеленых человечков" российская сторона обеспечила проведение 16 марта 2014 года так называемого референдума, после которого процесс аннексии украинского полуострова практически завершился.

ЧТО БЫЛО ПОТЕРЯНО. Захват Крыма означал не просто потерю территории. По данным главного военного прокурора Украины Анатолия Матиоса, на полуострове находились 20 315 военнослужащих различных вооруженных формирований, в том числе 13,5 тысяч солдат и офицеров ВСУ. "Из этого количества, с февраля по май 2014 года, на материковую часть Украины прибыли 6010 военнослужащих ВСУ, Нацгвардии, СБУ, Госпогранслужбы, Государственного космического агентства и Управления госохраны", — отметил Матиос.

Кроме того, по словам члена комитета Верховной Рады по вопросам нацбезопасности и обороны Дмитрия Тымчука, финансовые потери только Военно-морских сил Украины, в связи с аннексией Крыма, превысили 1,5 млрд грн. По словам Тымчука, из Крыма успели вывести лишь три боевых корабля, 32 судна обеспечения, 1438 единиц автомобильной и бронированной техники, а также 24 самолета и вертолета. Спасся и флагман украинского флота, фрегат "Гетман Сагайдачный", который на момент начала аннексии находился в морском походе и просто не вернулся в Севастополь.

В то же время оккупанты захватили 11 боевых кораблей и катеров, 6 судов и катеров обеспечения, 2363 единицы автомобильной, бронированной и спецтехники, а также шесть береговых противокорабельных комплексов. В распоряжении российской стороны остались новейшие украинские боевые корабли — корветы "Тернополь" и "Луцк", а также ракетные катера "Приднепровье" и "Прилуки".

Реклама

Также, по словам директора информационно-консалтинговой компании Defence Express Сергея Згурца, на территории Крыма остались около 30 предприятий ВПК Украины. "Вывозить их никто и не пытался. Этот вопрос, в условиях царившего на тот момент общего хаоса в головах и действиях, просто не поднимался", — заявил Сергей Згурец.

УНИКАЛЬНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ. Среди таких объектов Згурец назвал полигон в районе мыса Чауда, где можно было проводить ракетные стрельбы, а также осуществлять сбор данных с объектов, которые испытывались и обстреливались. Теперь на этом полигоне вовсю тренируются российские военные — они учатся прорывать противовоздушную оборону и поражать наземные цели. Здесь же проводятся испытания российской авиатехники.

Своих летчиков Россия тренирует и на уникальном учебно-тренировочном комплексе "НИТКА", развернутом в районе города Саки. Этот комплекс представляет собой тренажер для обучения пилотов палубной авиации взлету и посадке на борт авианосца. Правда, еще до аннексии Крыма "НИТКА" использовалась в основном именно российскими военными, согласно условиям договора, заключенного между Россией и Украиной. Для нужд ВСУ этот комплекс был неприменим.

tass_1402982-pic668-668x444-9577_1_1__

В тренде
Обновленная "Свобода слова Савика Шустера": где смотреть

Комплекс "НИТКА". Используется российскими военными для обучения пилотов палубной авиации

Еще одним уникальным предприятием стала феодосийская судостроительная компания (ФСК) "Море", производившая десантные корабли-амфибии на воздушной подушке класса "Зубр". В 2008 году украинская сторона подписала с Китаем контракт на $320 млн, предусматривающий поставку четырех "Зубров". Первый такой корабль был спущен на воду в апреле 2013-го. В том же году планировалось направить в Китай еще один "Зубр". Две амфибии, по условиям контракта, предполагалось построить уже на территории КНР.

По мнению Сергея Згурца, российской стороне будет очень сложно наладить производство кораблей-амфибий в Крыму. Ведь газотурбинные установки, которыми оснащены эти суда, изготавливаются на николаевском предприятии "Зоря-Машпроект". Впрочем, то же самое касается и Украины: даже имея в своем распоряжении николаевские судостроительные предприятия, мы вряд ли сможем вернуться к производству "Зубров".

В свою очередь, Дмитрий Тымчук считает, что наиболее серьезной для нас стала потеря парашютного производства. В частности, в той же Феодосии находилось предприятие "Передовые технологии парашютостроения", на котором были разработаны парашютные системы "Скаут". "Барс-С" и "Статус-СН", принятые на вооружение ВСУ в 2009, 2012 и 2013 годах взамен старых советских систем. "Потеря такого производства может серьезно помешать развитию наших аэромобильных и десантных войск", — уточнил Тымчук.

КАК ВОЗМЕСТИТЬ ПОТЕРИ. Украинская сторона заявила, что уже нашла замену полигону возле мыса Чауда. Им стал объект в Херсонской области, где в декабре 2016 года прошли ракетные стрельбы, сильно встревожившие российскую сторону.

Как сообщил начальник пресс-центра воздушного командования "Юг" Владимир Крыжановский, новый полигон отвечает всем критериям. "Нам требовалась малонаселенная местность и большой участок моря, куда можно направить ракеты. Именно такое место мы и отыскали в Херсонской области", — пояснил Крыжановский.

Что же касается парашютов, то существующих запасов достаточно для того, чтобы обучать десантников. "Во всяком случае, на заседаниях комиссии СНБО по вопросам ВПК, тема нехватки парашютов не поднималась. Да и десантники, во время войны на Донбассе, используются скорее как элитная пехота. Классические десантные операции не проводятся", — отметил Тымчук.

По его словам, есть вариант закупки парашютных систем за рубежом. К слову, в январе 2017 года на вооружении ВСУ появилась польская система Dedal, предварительно испытанная военными учеными из Черниговского Государственного научно-испытательного центра. Об этом сообщила начальник Управления коммуникаций и печати Минобороны Оксана Гаврилюк.

В целом же, по мнению Дмитрия Тымчука, компенсировать крымские потери помогут частные предприятия: "Когда началась война, частный производитель начал удовлетворять потребности Минобороны даже по тем направлениям, по которым у нас и производства-то никогда не было. Мы видим, что госпредприятия неповоротливы и очень медленно реагируют на потребности. А вот частный сектор работает более оперативно. Нам нужно четко отработать механизм привлечения частных предприятий к выполнению оборонного заказа. И тогда не будем так ощущать потери, понесенные в Крыму".

Читайте самые важные и интересные новости в нашем Telegram

Реклама

Реклама

Новости партнеров

Загрузка...

Новости партнеров

Loading...