Мы обновили правила сбора и хранения персональных данных

Вы можете ознакомиться c изменениямы в политике конфиденциальности. Нажимая накнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с обновленными правилами и даете разрешение на использование файлов cookie.

Принять

Интервью с преподавателем года 2018: "Есть множество грантов, которые помогут учителю"

26 декабря 2018, 06:42

Олег Локтев

Александр Жук, учитель информатики запорожской спецшколы "Джерело", рассказал "Сегодня" о том, что в детстве терпеть не мог школу, как дети учили его сурдопедагогике и устроили флешмоб в честь его победы

Фото: из архива А. Жука

Фото: из архива А. Жука

Реклама

— Александр, расскажите, как вы попали в проект "Учитель года"? 

— Этот конкурс проходит в 20 странах мира. Финалисты имеют право участвовать в образовательном форуме в Дубае. Для участия необходимо было вовремя заполнить анкету, которая состояла из микро-историй: "Моя история жизни", "Как я стал учителем", "Достижения мои и моих учеников". В этом году от Украины подали заявки 1915 учителей.

Следующий этап отбора проходил независимыми оценщиками в трех городах — Киеве, Одессе и Львове. Волонтеры (студенты, школьники, работники других сфер) оценивали анкеты участников по 5-бальной системе. Так определили топ-50 анкет. Их отправили в шесть различных педагогических учреждений Украины. Там специалисты-профессионалы сформировали топ-10 анкет, и вот уже эта "десятка" лидеров приехала во Львов. Там в одной из школ каждый учитель из десятки должен был провести тренинг, мастер-класс и самопрезентацию.

— Что оказалось самым сложным?

— Пройти формат "открытых уроков". Тему организаторы давали буквально за 40 минут до звонка на урок! За нами наблюдали 9 членов жюри, в числе которых были и дети (они оценивали работу педагога с точки зрения ученика). Потом нас привезли в Киев на награждение. Уже в столице мы один день потратили на примерку нарядов для церемонии в одном из столичных театров.

— Дресс-код был суровый?

— Нас одели во фраки, женщин — в вечерние платья. Кто выиграл, мы еще не знали. По мере вручения номинаций "Выбор сердца", "Приз зрительских симпатий" мне становилось не по себе: ощущение было, что останусь ни с чем. Интересно, что пока объявляли результаты, художник на сцене рисовал портрет победителя. И когда на холсте стали угадываться черты моего лица, я все понял….

— Ваши ощущения?

— Мне вдруг захотелось в школу, к своим ученикам. Я почувствовал, как по ним соскучился! Вспомнил, как дотянул до последнего дня подачи заявок, как ученики меня уговаривали… Стало так тепло внутри. Захотелось сказать огромное спасибо каждому из детей!

p81012-130359

Портрет победителя. Имя финалиста объявляли живописною. Фото: из архива А. Жука

— Удалось сказать "спасибо" детям?

— Да я вообще дар речи потерял, когда у входа в школу ученики и учителя устроили танцевальный флешмоб в мою честь! А потом мы ели торт.

— А что дает победа в "Учителе года", кроме форума в Дубае?

— Мы обязуемся популяризировать профессию учителя. А это, как вы знаете, дело не из легких. Думаю, профессия учителя не очень популярна у нас в стране сегодня, в том числе и по вине самих учителей. Не все они достаточно проинформированы о возможностях самореализации в своей профессии. Тогда как сегодня есть множество грантов, которые помогают воплотить свои идеи и даже заработать деньги. Просто за этим нужно следить и постоянно самосовершенствоваться. Например, несколько лет назад победительница подобного конкурса отправилась в Канаду в качестве… сиделки! Для меня это не вариант вообще. И не потому, что у меня много работы здесь. Побывав во многих странах, я считаю, что в Украине все не так плохо. Например, награда за победу в "Учителе года" немаленькая — 250 тыс. грн.

— На что планируете потратить "премиальные"?

— На самообразование, путешествия и осуществление еще одной идеи — открытие в Запорожье кружка по робототехнике.

1538964693_img_9389

Награды. "Спасибо ученикам!". Фото: из архива А. Жука

— Вы мечтали стать учителем с детства?

— Нет. Наоборот, я достаточно негативно воспринимал школу. Поэтому после ее окончания мечтал податься в бизнес, поступил на факультет "Экономика и право". Но уже на курсе третьем понял — не мое. Вопреки запретам родителей я сменил не только вуз, но и город: переехал из Днепра в Запорожье и поступил на факультет психологии.

— Так вы думали стать психологом?

— Поначалу да. А к учительству меня подтолкнул случай: подруге нужно было занести документы в одну из школ, а я просто остался во дворе ее ждать. И тут ко мне подошел ребенок и начал что-то объяснять на языке жестов. Честно признаюсь: до того дня я вообще не встречал таких людей. Этот мальчишка "зацепил" меня, и я захотел понять, чем живут эти люди. Вскоре устроился в эту школу на должность социального педагога. А через год работы уже был на выпускном паренька, с которым познакомился во дворе.

— Сложно было работать с такими необычными детьми?

— Пришлось учить язык жестов, заочно окончить вуз по сурдопедагогике. После него я уже мог работать воспитателем. В процессе общения с учениками я видел их заинтересованность разного рода гаджетами. Но дальше примитивных игр дети в освоении IT-технологий не продвигались. Тогда поступил на учителя информатики, на дневную форму обучения.

— А как вы успевали учиться и работать?

— Учеба была во вторую смену, а в школе я был с утра. Добился, чтобы администрация школы обновила компьютерный класс, и стал успешно работать с детьми в сфере освоения компьютерной грамотности.

— Как жена относится к вашей профессии?

— Мама в детстве заставила ее идти в педагогический вуз, и в итоге она его бросила. Мы решили, что учитель в доме должен быть один — я. Жена работает в индустрии красоты. И мы оба не прогадали!

Ученики научили позитивно мыслить

Александр Жук работает в школе для деток с дефектами речи и слуха, "солнечных" детей (с синдромом Дауна), ребят с нарушениями желудочно-кишечного тракта и ортопедическими проблемами. Есть и класс с абсолютно здоровыми детьми.

"За 9 лет работы в школе я не увидел большой разницы между обычными учениками и детьми с некими физическими отклонениями, — говорит Александр. — Вторым, может быть, чуть тяжелее объяснить материал, но тут приходит на помощь фантазия учителя в визуализации объясняемой темы. А дебоширы есть везде! Им я предлагаю провести какую-то игру, связанную с обучением. Еще пять лет назад за подобные вольности на уроке меня упрекали, а теперь даже советуются со мной! Сегодня мой график тренингов расписан на полгода вперед, и все это — благодаря моим ученикам. Они научили меня позитивно мыслить, критически относится к себе, не бояться говорить на публику. А жестовый язык без них я бы никогда досконально не освоил! Вообще жизнь штука интересная. Мы учились в такой системе координат, где учитель возвышался над учеником. Сейчас ученик с учителем — партнеры (не стоит путать с друзьями). Учитель должен уметь интересно построить урок, одеваться со вкусом, быть в соцсетях".

kol_2693

После победы. Александр был поражен встречей в его школе. Фото: из архива А. Жука

Читайте самые важные и интересные новости в нашем Telegram

Реклама

Реклама

Новости партнеров

Загрузка...

Новости партнеров

Loading...
загрузка...