Блог: Крещение Руси. Правильность выбора?!

4 Июня 2013, 12:34

В этом году мы с вами празднуем 1025-летие Крещения Руси

<div class="article_cut_image_label">Сергей Богачев, секретарь Донецкого городского совета, доктор экономических наук, профессор Донецкого национального технического университета</div>
Сергей Богачев, секретарь Донецкого городского совета, доктор экономических наук, профессор Донецкого национального технического университета

В Донецке праздничные мероприятия начались еще 24 мая открытием в Центре Славянской культуры Дней славянской культуры и письменности и продолжатся до 28 июля.

Крещение Руси вопрос очень глобальный и непростой. Когда мы анализируем значение религий, возникают многие вопросы, например, какая религия более прогрессивная в краткосрочном периоде, связанном с решением таких проблем, как: свобода, демократия, равноправие всех людей в обществе (мужчин и женщин). Или – какая из религий решает глобальную проблему – сохранения человечества как популяции? И наконец: что же принесло Крещение Руси Украине? Постараюсь тезисно обозначить свое видение некоторых проблем затронутых вопросов.

Для всего православного мира, независимо от того, в какой стране мы живем, Крещение Руси – событие огромной важности, так как благодаря этому возникла многомиллионная паства православных в Европе и Азии. И тот выбор, который был сделан нашими предками 1025 лет назад, глобально повлиял на развитие нашей истории и цивилизации, повлиял на то, в каком государстве мы сейчас живем.

Напомню, что тогда Киевская Русь, выбирая религию и уходя от язычества, могла сделать свой выбор и в пользу мусульманства, как это сделали соседние с ней государства – Хазарский Каганат, Казанское, Крымское ханства, Турция и др. Но выбор был сделан в пользу христианства Византийского обряда. Как это отразилось на истории нашей страны? Это можно видеть хотя бы на простом примере становления Украины, как независимого государства в XVII веке, во времена освободительного движения Богдана Хмельницкого. Решающую роль в освобождении Украины от гнета Речи Посполитой и в присоединении Украины к России тогда сыграла как раз принадлежность и украинцев, и русских к одной православной вере.

Необходимо также сказать, что в тех странах, где было принято христианство, особенно в XIX в. произошел заметный скачок в плане индустриализации экономики. Одним из важнейших факторов такого роста стало изменение роли женщины в обществе. Не обремененное религиозными запретами, социальное положение женщины почти уравнялось с положением мужчин, что позволило ей быть не только хранительницей очага и продолжательницей рода, но и активно участвовать в производственных процессах. За счет этого производительные силы в Европейских странах в этот период увеличилась вдвое.

Зато в плане демографического развития как раз мусульманские страны идут впереди христианских. Более того, в последнее время носителей этих религий, благодаря миграционным процессам, глобальной интеграции становится все больше и в классических христианских странах. Как это отразится на нашей цивилизации – это вопрос завтрашнего, а то и послезавтрашнего дня. Сегодня для нас же более актуально то, что происходит у нас сейчас.

Сегодняшние политики, понимая важность воздействия религии на сознание людей, пытаются получить дополнительные баллы, сотрудничая с представителями различных религиозных конфессий. Да и сами религиозные деятели некоторых течений пытаются увеличить свою паству различными методами. Однако существует "золотое правило" поведения христианской церкви в Европейских странах – она не вмешивается в политику. Поэтому ни во Франции, ни в Германии, ни в Испании нет необходимости назначать своего персонального государственного папу. К сожалению, у нас в стране кое-кто пытается это "золотое правило" нарушить. Не будем ни на кого показывать пальцем, хотя это "зона ответственности" первого Президента Украины.

Кроме того, желание различных политиков и проповедников толковать заповеди господни так, как им удобно, приводит к тому, что эти заповеди искажаются и возникают новые учения. Очевидным последствием подобного противостояния являются то, что, например, в Донецке ежегодно регистрируются от 8 до 20 религиозных общин в основном протестантского направления. То есть: религия востребована обществом, но …

Пользуясь расслоением традиционных канонических учений в христианском православии, появляются новые церкви, где появляются новые лидеры – харизматичные и не очень, жадные до наживы, и жадные до власти. А некоторые такие религиозные течения пытаются даже участвовать в политических баталиях и выдвигают своих кандидатов в депутаты. Более того, время от времени мы наблюдаем, как порой новые течения принимают радикальный характер. Примером тому в нашей стране может послужить так называемое "Белое братство". Мы так же помним, к чему привела деятельность японской секты Аум Синрикё. Да и сейчас представители мусульманских радикалов в своей деятельности часто прибегают к террористическим методам борьбы.

Должно ли быть государство безучастным к этим процессам? И какова должна быть его роль в отношении с религиозными деятелями сегодня? На мой взгляд, власть должна разработать систему тончайших законов и механизмов, которая бы не позволила использовать прихожан в корыстных преступных целях, а также защищала бы само государство от радикальных фундаменталистов. При этом государство реально должно быть отделено от церкви. Ну, а политики – должны с уважением относиться ко всем религиозным конфессиями и сотрудничать с ними. На мой взгляд, такая позиция государства может принести мир и согласие в любой стране. К сожалению, пока Украина далека от этой модели отношений государства и власти.

Но. Каждое общество нуждается в нравственных принципах, морали, традициях, устоях. Наше прошлое, наши традиции заложены православием. А наше будущее неразрывно связано с Господом. И слава Богу!

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

Загрузка...
Загрузка...

Комментарии

осталось символов: 1000 Правила комментирования