Президентские выборы-2019: главные вызовы для победителя гонки

17 Ноября 2018, 07:50

Среди основных проблем для Украины и избранного гаранта – путинская Россия, экономическая стабильность в стране и продолжение реформ

Фото: AFP
Фото: AFP

Несмотря на то, что в Украине до официального старта президентской избирательной кампании осталось чуть более месяца, а собственно до дня выборов президента – более 4 мес., предвыборная гонка, похоже, уже вошла в свою активную стадию. Так, судя по публичным заявлениям некоторых представителей украинского политикума, на сегодня свое участие в борьбе за кресло главы государства анонсировали уже 35 претендентов. Часть из них, судя по информации из открытых источников, всецело включилась в предвыборный марафон. И таким образом, прогноз Комитета избирателей Украины о рекордном участии кандидатов на выборах-2019 начинает сбываться.

В то же время ряд экспертов, опрошенных сайтом "Сегодня", констатируют: несмотря на манящую привлекательность президентской булавы и сулящих перспектив от властных полномочий первого лица страны, перед главой государства после инаугурации и украинским обществом останется ряд нерешенных глобальных проблем, с которыми прогнозируемо столкнется переизбранный/новоизбранный гарант.

Вызовы в сфере политики

Во внешней политике одним из основополагающих вызовов после президентских выборов останется проблематика субъектности Украины в сфере международных отношений, и на этот вопрос по объективным причинам так или иначе придется искать ответы избранному главе государства. Об этом в комментарии сайту "Сегодня" рассказала эксперт по международным вопросам Юлия Осмоловская.

"Среди глобальных вызовов для Киева первостепенным является недопущение закрепления за Украиной позиции объекта международных отношений, а перевод ее в статус субъекта. Во-вторых, также важно подхватить динамику и органично вписаться в глобальные процессы, которые сейчас происходят в мире – переформатирование центров влияния, новые растущие рынки и так далее. И третья задача, которая будет очень важной, и президенту на нее надо будет отвечать, это – имиджевые вызовы. Избранному главе государства предстоит представить план разрушения всех негативных стереотипов, которые уже имеет мировая общественность об Украине. Начиная с вопроса коррупции, заканчивая другими аспектами, как, например, нестабильность внутриполитической ситуации в стране, несовершенство судебной системы, вопрос инвестклимата и т.д. Нужно будет выстраивать и создавать позитивные стереотипы восприятия Украины в мире. Это все необходимо будет неизбежно делать. Поскольку эти вопросы и являются основными вызовами, которые актуализируются перед любым президентом, независимо от того, каких взглядов он придерживается по решению тех или иных проблем", – пояснила эксперт.

По ее словам, после выборов перед Банковой будут сохранятся системные вызовы, связанные с глобальными геополитическими и экономическими тенденциями – Brexit и его последствия, усиление влияния России в СНГ (выход из Содружества Украины), война с РФ, курс Киева на интеграцию в ЕС и НАТО, поиск украинскими экспортерами новых рынков сбыта за границей, обновление качества стратегического партнерства Украины с рядом стран. Поэтому, как считает эксперт, избранному гаранту в будущем необходимо будет искать системный подход для решения комплекса внешних вызовов и диалога с обществом по наиболее острым вопросам, например, евроатлантических стремлений страны.

В свою очередь координатор гражданской сети "ОПОРА" Ольга Айвазовская отметила сайту "Сегодня", что одним из основных глобальных внешних вызовов, который перекочует в следующий год, останется война с Россией и ее последствия и риски для Украины. Но в этой связи возможна и разблокировка некоторых замороженных переговоров и появление новых позитивных импульсов, в частности, в "Минском процессе", так как сейчас "поставлено на паузу много вопросов, которые касаются конфликта с РФ".  

"Президентские выборы являются значительным этапом для перезагрузки или пролонгации политики президента (нового или переизбранного) в вопросе этого международного военного конфликта. И международная внешняя политика, конечно, является прямой ответственностью главы государства (как и оборона), потому многое будет зависеть от того, кого именно изберут президентом – то ли переизбранного действующего, то ли это будет новая фигура на этом посту. И вызовы из-за агрессии РФ, с которыми мы имеем дело уже более четырех лет, известны. Соответственно, политика будет переформатирована или пролонгирована в части инструментов, которые используются в этой составляющей", – сказала она.

Причем, по прогнозам представительницы "ОПОРы", в предвыборный период вряд ли следует ожидать значительного прогресса в "Минском процессе", что связано не только с предстоящими президентскими гонками в Украине, а и выборами, которые были до этого в Германии, Франции и той же России.

"Это стало поводом для пауз в работе "нормандского формата", частично была приостановлена динамика "минского формата". В том числе, к сожалению, относительно обмена заключенными, других важных вопросов и вызовов в сфере безопасности", – добавила эксперт.

В то же время во внутренней политике, как ранее отмечал в комментарии сайту "Сегодня" политолог Андрей Багинский, независимо от того, кто победит на президентских выборах, ситуация в стране будет по инерции оставаться под воздействием фактора Верховной Рады, очередные выборы в которую состоятся в октябре 2019 года.

"Понятно, что мы живем в парламентско-президентской республике, а президент может эффективно работать только в том случае, если будет опираться на работающее парламентское большинство. Соответственно, парламентские выборы, которые будут вскоре после президентских, должны создать для президента фундамент в виде депутатского большинства – коалиции. Это позволит ему осуществлять качественные решения и во внешней политике, и в сфере безопасности, и, возможно, влиять на экономическую политику непосредственно через сформированный Кабмин", – пояснял он.

Ольга Айвазовская подтверждает, что после выборов президента действительно вопрос работоспособности и даже конфигурации парламентской коалиции может добавить остроты во внутреннеполитической кухне страны.

"Мы понимаем, что между президентскими и парламентскими выборами де-факто (не де-юре) практически не будет длительного перерыва. Таким образом, президент вынужден будет включиться или через свою политическую силу, или персонально, в парламентскую кампанию. Поскольку, если будет избран президент, у которого не будет поддержки в Верховной Раде, можно ожидать, что его роль будет значительно сужена. По крайней мере на уровне законодательной ветви власти. И такой избранный президент может потерять определенный вес в политическом плане, на национальном и международном уровнях. Инициативы президента должны иметь поддержку в Раде, поэтому формирование (переформатирование) коалиции или подготовка к парламентским выборам будет однозначно политическим вызовом для главы государства", – пояснила общественный деятель.

Руководитель экспертной организации по вопросам противодействия коррупции State Watch, эксперт антикоррупционной группы РПР Глеб Каневский отмечает, что после президентских выборов победитель должен будет доказать свое лидерство и политэлитам, и политическим оппонентам, и активистам, и международным партнерам Украины, и армии.

"Потому что у нас президент является также главнокомандующим. Тоже он должен будет доказать свое лидерство в том числе и России как агрессору. В этом контексте самая глобальная задача, которая будет стоять перед избранным главой государства – показать свое лидерство, четко очертить перед украинцами горизонт, куда вообще стремится Украина, какой она будет страной через 10 лет, и должен будет предложить план, как прийти к успешной развитой стране", – сказал Каневский.

Вызовы в сфере экономики

В свою очередь управляющий партнер Национальной антикризисной группы, эксперт Тарас Загородний уверен, что в большей степени для избранного главы государства будут сохраняться угрозы именно в экономическом секторе страны.

"Традиционно – риски, связанные с экономикой, потому что у нас реальных экономических реформ мало проводится. В первую очередь, речь идет о налоговой реформе, которая бы стимулировала более быстрый экономический рост. У нас же восстановление экономики происходит не так быстро, как нам бы хотелось, поскольку мы в 2014-2015 гг. потеряли 50% экономики в долларах, 20% потеряли из-за недополучения валюты от промышленности на Донбассе в связи с войной. У нас потери в гривне – 20% экономики, и если мы такими темпами будем расти, то дай Бог через 10 лет достигнем того, что было в 2013 году. Это и есть главный вызов. Во-вторых, есть неопределенность в сфере, связанной с украинскими рынками сбыта. Это создает большие неприятности, в первую очередь для новоизбранного президента, которому придется со всем этим иметь дело. Остаются риски, связанные с неурегулированной ситуацией на Донбассе, а также, соответственно, с отношением с Россией, с Европой и т.д. Помимо этого не решенным остается демографический спад, спровоцированный оттоком населения и проч. Все это будет накладываться на избранного президента и, скорее всего, он будет вынужден все это решать", – сказал он.

Еще одним вызовом в сфере экономики для хозяина Банковой, вероятно, останется ситуация с долговыми обязательствами Украины. Отметим, погашение госдолга Украины в 2019 году планируется на сумму 272,247 млрд грн, в том числе внешнего долга – 121,767 млрд грн. Помимо этого, 145,205 млрд грн будет направлено на обслуживание госдолга, в том числе 56,44 млрд грн – внешней задолженности. При этом в проекте госбюджета на 2019 год прописываются как плановые источники по очередному привлечению средств, так и расходы на обслуживание старых долговых обязательств. Поскольку расчеты по долговым обязательствам растянуты на весь следующий год, а очередной транш финансовой помощи МВФ Украине до сих пор не предоставил, похоже, что долговая проблематика плавно перетекает в 2019-й, а эстафету по решению вопроса госдолга уже будет подхватывать победитель президентских выборов-2019.

Еще одним из серьезных вызовов в экономической сфере некоторые эксперты называют проблему подорожания газа для населения и ситуацию с субсидиями. Начали появляться некие опасения, что рост инфляции не будет перекрываться индексацией пенсий, увеличением минимальной зарплаты и других соцвыплат.

"Мы должны понимать, что цифры в государственном бюджете на 2018 год по субсидиям в размере 71 млрд грн были заложены при неизменной стоимости газа для населения. После удорожания голубого топлива для населения на 23,5%, думаю, что 55 млрд грн, заложенных в проекте госбюджета-2019, не хватит, учитывая то, что на отопительный сезон, который начнется в октябре-2019 цена на газ для населения должна вырасти еще на 15%, в соответствии с договоренностями с МВФ о трехэтапном повышении. В этом году – на 23,5%, в 2019-м – на 15% и в 2020 г. – еще на 10%. То есть таким образом, думаю, что даже с учетом роста стоимости газа для населения на 23,5%, 55 млрд грн на субсидии может не хватить для охвата всего числа потребителей, которым нужна госпомощь на оплату коммунальных услуг. Потому что субсидии даются не только на компенсацию стоимости газа для населения, а на оплату услуг ЖКХ. Цены же на комуслуги назначаются местными органами власти, и надо понимать, премьер Гройсман, собственно, уже заявил, что после повышения цены на газ, стоимость услуг ЖКХ не может вырасти более чем на 16%. Потому что уже есть примеры, когда цена на "коммуналку" увеличивается на 30% и 35% в разных городах и поселках Украины", – пояснил нам эксперт Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин, отмечая, что именно с этим как раз и было связано жесткое поручение президента Петра Порошенко, данное Кабмину, о необходимости расширения финансирования программы субсидий.

Экономист Андрей Новак в свою очередь в контексте вызовов в социально-экономической сфере указал сайту "Сегодня", что в зависимости от завершения в Верховной Раде бюджетного процесса будет понятным, насколько власти смогут эффективно использовать инструмент субсидий без значительного ущерба для госказны-2019 и рисков в следующем году для чувствительных макроэкономических показателей.

"Пока что в проекте госбюджета на 2019 год предусмотрено повышение минимальной зарплаты до 4172 грн., запланировано незначительное повышение пенсий, но все это повышение происходит приблизительно на реальный показатель инфляции. То есть это даже некорректно называть повышением соцстандартов. Это – только частичная индексация реальной инфляции, которая происходит в стране. Но повлияет ли повышение социальных платежей на уменьшение числа семей, которые имеют право на субсидию, мы увидим уже в проекте бюджета, подготовленном ко второму чтению – поменяют ли там правила начисления субсидии, или не поменяют, откорректируют ли общую сумму, которую назначат на программу госопомощи для субсидиантов, или оставят те же самые 55 млрд грн. Все это увидим, когда проект госказны внесут в Раду на второе чтение", – сказал эксперт, воздерживаясь от среднесрочных перспектив.

Юлия Осмоловская в контексте реакции Банковой после выборов президента на системные экономические вызовы спрогнозировала, что перед избранным гарантом однозначно актуализируются задачи экономической устойчивости, самодостаточности украинского государства и нацбезопасности.

"Именно видение того, как страна должна это решать, сейчас у разных кандидатов может выглядеть по-своему. Мы знаем, что у нынешнего президента и у части других кандидатов есть видение, что проблема национальной безопасности решается только в системе НАТО. Видим, что у каких-то кандидатов – другой подход, мол, нейтральный статус страны это лучше. Ответ на этот вызов, в любом случае, будущий президент должен будет давать обществу. И, естественно, – как он видит достижение экономической самодостаточности государства", – отметила эксперт-международник, спрогнозировав, что после выборов гарант, например, должен будет искать ответ на вопрос, продолжать ли сотрудничество Украины с МВФ, и каким именно образом выходить из ситуации с погашением внешней задолженности и одновременным сохранением динамики экономического роста.  

Вызовы в секторе безопасности и обороны

По мнению эксперта Михаила Жирохова, в военно-политическом и военном планах вызовы для главы государства после выборов сохранятся те же, которые существуют и сегодня.

"Вызовы те же самые и останутся: это – Донбасс, это – Азовское море, это – проблема Крыма. Именно в военном отношении. Также речь идет об актуальности повышения боеспособности украинской армии в части, например, создания ракетных сил неядерного сдерживания. Это – очевидные вещи", – рассказал он сайту "Сегодня".

Отвечая на вопрос, пойдет ли Путин на военное обострение с возможными широкомасштабными боевыми действиями на подконтрольной территории Украины, военный эксперт спрогнозировал: "Все будет зависеть от того, как пройдут у нас выборы. Если сыграет его ставка, которую он делает, тогда ничего не будет, и все будет идти, так сказать, как по маслу. Если же не сыграет, тогда он вполне может решиться на какое-то, если не на полномасштабное, то точно на локальное обострение".

В группе "Информационное сопротивление" в комментарии сайту "Сегодня" подтвердили, что риски обострения военного противостояния с РФ возрастают с учетом того, что Кремль 11 ноября провел фейковые "выборы" в ОРДЛО. При этом не исключено, что военные провокации оккупантов могут повториться не только вблизи линии соприкосновения или на украинско-российской границе, но и в украинском тылу.

Вызовы в сфере культуры и духовности

В этой плоскости, по прогнозам ряда экспертов, наиболее актуальной останется проблема с получением Украиной томоса и процессом создания автокефальной поместной православной церкви. Однако, по словам Загороднего, после президентских выборов этот вопрос в Украине может урегулироваться по "эстонскому сценарию" без каких-то масштабных или кровавых "церковных войн".

"Не исключаю, что ситуация с томосом закончится, как это было в Эстонии. Там тоже был подобный конфликт в конце 90-х, Московский патриархат тоже разрывал отношения с Константинополем и т.д., а закончилось все тем, что в Эстонии де-факто существует две церкви: Эстонская православная, которая является частью московского патриархата; и отдельно там есть Эстонская автокефальная церковь, которая де-факто подчиняется Константинополю. Поэтому не исключаю, что у нас тоже этим закончится, и будут сосуществовать две церкви", – спрогнозировал он.

Напомним, ранее мы писали о том, что эксперты и украинские спецслужбы констатируют: Кремль в преддверии президентских выборов начал "бить" по четырем ключевым направлениям. Подробнее об этом читайте на сайте "Сегодня" в материале: "Выборы президента в Украине: каких "сюрпризов" ждать от путинской России".

Автор:

Дмитрий Дубенский

Источник:

"Сегодня"

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

Загрузка...
Загрузка...